Здравствуйте, читатели, случайные или постоянные, неважно. Данная статья носит ознакомительный и просветительский характер. Надеюсь ее чтение принесет вам не только удовольствие, но и некоторые уникальные знания! Спасибо!
Теряем память
Одни события запоминаются лучше, чем другие. Какие-то образы отпечатываются в нашей голове ярко и сочно, другие остаются совсем тусклые. И, когда вы с удовольствием вспоминаете насыщенное событие вашего прошлого, другой очевидец этого события может ответить, что ничего особенного и не случалось. В чем дело?
Вы оба будете правы, потому что мозг каждого из вас помнит событие по-разному, с разным упором на различные детали, с разной интенсивностью тех или иных впечатлений.
Не совсем ложные воспоминания
Многие исследователи логики считают, что нельзя доверять своему мозгу, и воспоминания о прошлом, это всегда искажение. Но нейробиология говорит, что эти искажения предусмотрены самой природой человеческой памяти, с ними придется смириться. А настоящее прошлое никогда не всплывет из памяти одного, двух, даже сотен тысяч человек.
Нервные клетки состоят из тела, коротких отростков — дендритов, и длинного отростка — аксона. Если говорить грубо, то память, — это прохождение импульса по тем или иным, уже сформированным нервным цепям. Когда мы запоминаем что-то, эти нервные цепи формируются. Во многом они похожи на своеобразный сложный конструктор. Но этот конструктор вовсе не статичен.
Сеть эгоистов
Нейроны используют целый арсенал сцеплений, спариваний и замков для подключения друг к другу. Они разработали сложную химическую систему нейротрансмиттеров для осуществления даже самых базовых взаимодействий.
Один из самых любопытных инструментов — это дендритные шипики. Сами по себе дендриты ничтожно малы, чтобы уместить слишком большое число соединений, а их бывает порядка сотен. Но если не можешь расти вширь, расти придется ввысь. Так и поступают нейроны, отращивая на своих дендритах шипики.
Здесь стоит сказать, что ученые выяснили явление нейропластичности. Его суть заключается в следующем:
Коллективное» поведение сложных систем всегда подчиняется простым правилам. Когда один синапс усиливается, уменьшается сила других в радиусе 50 микрометров
Это пишет ученый нейробиолог Мриганка Сур. В своей статье про нейропластичность дендритных шипиков в 2018 году он пишет, что синапсы, которые образуются этими шипиками могут быть уничтожены только из-за того, что соседний шипик решил усилиться.
И в этом им помогает оружие — белок Arc. Выясняется, что соседний нейроны усиливают его экспрессию, помогая усилить действие синапса и ослабить других своих конкурентов. Таким образом отдельная цепь в глобальной совокупности событий, называемой воспоминанием, может быть усилена настолько сильно, что в итоге останется единственной частью этого воспоминания. Пока непонятно, на каком основании у людей закрепляется тот или иной характер запоминания. Почему конкуренцию за память выиграл тот или иной синапс. Но одно можно сказать точно, наши воспоминания во многом случайны.