Недавние исследования углубили наше понимание рисков, связанных с Covid-19 во время полета.
После достижения исторического минимума в первые несколько месяцев пандемии Covid-19 количество авиапассажиров в США медленно увеличивалось. 18 октября Управление транспортной безопасности (TSA) проверило более 1 миллиона авиапассажиров за один день —символическое число, которое не достигалось с марта. С приближением курортного сезона еще больше людей могут быть поощрены сесть на самолет, чтобы навестить свои семьи.
«У меня действительно есть общее ощущение, что люди немного устают не путешествовать или быть изолированными от своей семьи и друзей. Они с нетерпением ждут праздников, чтобы снова собраться вместе », - говорит Генри Ву, доктор медицины, директор центра Emory TravelWell и доцент кафедры инфекционных заболеваний Медицинской школы Университета Эмори. Это, конечно, вызывает беспокойство, учитывая, что число случаев Covid-19 в США било ежедневные рекорды, достигнув более 170 000 случаев 13 ноября и, по словам Ву, может продолжать расти, особенно в более холодную погоду.
Но вот и хорошие новости: «Мы много узнаем о том, как предотвратить заражение самолета [...]. Меры предосторожности, безусловно, намного лучше, чем в начале этой вспышки », - говорит Ву.
Более пяти месяцев назад, когда я впервые написал о рисках полетов во время пандемии, не было убедительных доказательств передачи SARS-CoV-2 на борту самолета. Но с появлением большего количества данных это изменилось. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) недавно сообщила, что до начала октября было зарегистрировано 44 случая заражения Covid-19, вероятно, во время полета.
Одна из самых крупных групп, связанных с рейсом, была замечена у пассажиров, летевших из Лондона в Ханой 2 марта. У 27-летней женщины, сидевшей в бизнес-классе, болело горло и она кашляла на протяжении всего полета. Когда позже ей был поставлен диагноз Covid-19, в результате усилий по отслеживанию было обнаружено, что 15 пассажиров этого рейса были инфицированы, 12 из которых также находились в бизнес-классе.
Важное предупреждение: это произошло еще в марте, когда маски не были рекомендованы и широко не использовались в самолетах. Фактически, согласно недавнему обзору, это также имело место в двух других полетах с массовой передачей Covid-19. «Тот факт, что эти большие скопления, связанные с самолетами, возникли в начале пандемии, когда не все носили маски, и тот факт, что в последнее время таких больших скоплений не было, является еще одним доказательством важности ношения масок», - говорит Ву.
Одним из примечательных примеров, когда маски, вероятно, предотвратили сверхраспространение, был рейс в феврале, в ходе которого были репатриированы 11 израильских граждан, которыебыли на круизном лайнере Diamond Princess в Японии, где почти 20% населения корабля заболели Covid-19. Перед вылетом все израильские пассажиры, которые сели в самолет, чтобы отправиться домой, дали отрицательный результат. «Тем не менее, мы знали, что они пришли от Diamond Princess, и мы неохотно относились к тому факту, что они летели, и ожидали, что один или два могут быть положительными», - говорит Ран Нир-Паз, доктор медицины, доцент кафедры клинической микробиологии. И инфекционные заболевания в Медицинском центре Хадасса-Еврейского университета.
«В целом риск очень низкий, так как большая часть аэрозоля удаляется даже рядом с инфицированным человеком, прежде чем он успеет осесть на поверхности».
Им было приказано носить маски все время, даже во время сна, снимая их только на короткое время, чтобы есть и пить. По прибытии они были повторно протестированы, и два из них оказались положительными. Позднее расследование показало, что они, вероятно, были инфицированы до посадки и были заразными во время полета (в первые несколько дней заражения, до того, как вирус накапливается до обнаруживаемых уровней, существует высокая вероятность ложноотрицательногорезультата, который может объяснить, почему их тесты перед отъездом дали отрицательный результат). Тем не менее, ни один другой пассажир не заболел.
«Мы предположили, что основным вмешательством было то, что они большую часть времени были в масках», - говорит Нир-Пас. Учитывая, что это был 14-часовой полет, тот факт, что никто больше не заразился, несмотря на то, что находился в непосредственной близости от двух пассажиров с Covid-19, обнадеживает.
Система вентиляции самолета также довольно эффективна в уничтожении вирусов и других микробов. Фильтры, используемые в самолетах, называемые высокоэффективными воздушными фильтрами для твердых частиц (HEPA), способны удалять более 99% инфекционных патогенов.
В более недавнем исследовании, проведенном для Министерства обороны исследователями из нескольких учреждений и организаций, включая United Airlines и Boeing (которое может повысить осведомленность о потенциальной предвзятости), моделировалось, как вирус, вероятно, распространится через салон самолета. Испытания включали размещение «инфицированного пассажира» (манекен в маске, изгоняющий флуоресцентные микросферы, сделанные из синтетического материала примерно такого же размера, как новый коронавирус) в разные ряды и места, чтобы определить, как далеко эти частицы смогут достичь и как их нужно отфильтровать.
Испытания показали, что в самолете микрочастицы удаляются из воздуха в 15 раз быстрее, чем в обычном доме: шесть минут в самолете против 1,5 часа в доме. Означает ли это, что риск передачи в самолете ниже, чем в других закрытых помещениях?
«Да, для такого же количества больных, находящихся на таком же расстоянии, риск определенно ниже из-за очень высокой скорости воздухообмена, конструкции нисходящей вентиляции и рециркуляции с фильтром HEPA», - говорит Шон Кинахан, старший научный сотрудник Национального центра безопасности. Институт стратегических исследований Университета Небраски и один из авторов исследования.
Они также измерили количество частиц на загрязненных поверхностях. «В целом риск очень низкий, так как большая часть аэрозоля удаляется даже рядом с инфицированным человеком, прежде чем он успеет осесть на поверхности», - говорит Кинахан. В исследовании сделан вывод о том, что в ситуации, когда все пассажиры носят маски, риск передачи вируса минимален, даже если самолет полностью загружен.
Постарайтесь сократить время приема пищи до 15 минут или меньше, и, если вокруг вас есть другие пассажиры, дождитесь, когда они закончат, и снова наденьте маски, прежде чем снимать собственную маску, чтобы поесть.
Все эти недавние знания о риске передачи SARS-CoV-2 на борту самолетов могут помочь вам решить, хотите ли вы летать во время пандемии. В целом эксперты рекомендуют людям иметь более высокий порог оценки своей потребности в поездках в этом году. «Не спешите бронировать поездку только потому, что вам кажется, что вам нужен отпуск», - говорит Клэр Вестмакотт, магистр здравоохранения, специалист по общественному здравоохранению Международной ассоциации медицинской помощи путешественникам (IAMAT).
«Путешественники должны осознавать свою ответственность и свои привилегии и путешествовать очень осторожно».
Вот еще несколько советов, которые помогут вам оставаться в безопасности, если вы все же решите отправиться в путешествие.
Планируя поездку
В некоторых направлениях действуют ограничения или требования для прибывающих путешественников, такие как подтверждение недавнего отрицательного результата теста PCR или подтверждение наличия туристической медицинской страховки. По словам Уэстмакотта, некоторые даже специально требуют доказательства покрытия, связанного с Covid-19. Если вы путешествуете за границу, ваш лучший ресурс — это интерактивная карта IATA, на которой вы можете щелкнуть любую страну, чтобы узнать о возможных ограничениях. Внутренние путешественники могут получить актуальную информацию в отделе здравоохранения штата своего пункта назначения.
Помните, что вы несете социальную ответственность за соблюдение карантина по прибытии в пункт назначения и при возвращении домой, а во многих местах это явно требуется, поэтому подготовьтесь соответствующим образом. В некоторых местах, например в штате Нью-Йорк, путешественники за пределами штата могут выйти из карантина раньше, если будут следовать определенным правилам тестирования.
Имейте в виду, что ваши планы поездок могут резко измениться. «В частности, возможность того, что путешественникам, возможно, придется оставаться в пункте назначения в течение гораздо более длительного периода времени, чем они ожидали, например, если они подвергаются воздействию вируса или они сами заболеют и импридется находиться в карантине перед возвращением», - говорится Вестмакотт.
В этой связи Вестмакоттсоветует учитывать вашу личную способность справляться с неопределенностью и стрессом, а также то, на какой финансовый риск вы готовы пойти.
Помните о повышенном негативном отношении к посетителям. «В настоящее время путешественникам действительно необходимо убедиться, что они делают ответственный выбор и осознают свое влияние на сообщества, которые они посещают», - говорит Вестмакотт.
Сделайте прививку от гриппа, если вы еще этого не сделали. Хотя грипп не защищает от Covid-19, во время путешествий грипп может быть довольно распространенным явлением, отмечает Ву. «Грипп и Covid-19 могут выглядеть очень похожими. Так что, если во время поездки у вас может развиться грипп, это может вызвать массу проблем », - говорит он.
Не отправляйтесь в путешествие, если вы чувствуете себя плохо или контактировали с пациентом с Covid-19 за 14 дней до поездки.
Безопасность внутри самолета
Носите маску для лица, даже когда спите, и снимайте ее только тогда, когда вам нужно есть или пить.
Держите дезинфицирующее средство под рукой и используйте его часто, в том числе до и после еды или поправляя маску.
Постарайтесь сократить время приема пищи до 15 минут или меньше, и, если вокруг вас есть другие пассажиры, дождитесь, когда они закончат, и снова наденьте маски, прежде чем снимать собственную маску, чтобы поесть.
Протрите сиденье, поднос и подлокотник дезинфицирующей салфеткой. «Вы можете быть уверены, что их вымыли перед посадкой, но, на всякий случай, это хорошо, - говорит Уэстмакотт.
Если вам нужно сходить в туалет, постарайтесь дождаться момента, когда не будет очереди. Вы также можете протереть поверхности дезинфицирующей салфеткой, прежде чем прикасаться к ним. Излишне говорить, что тщательно вымойте руки, прежде чем вернуться на свое место.