Привет, друзья! В прошлой статье я познакомил вас с концептами безопасных автомобилей, объединенных программой ESV, что означает Experimental Safety Vehicle! Ее создало министерство транспорта США в 70-тые годы прошлого века, дабы наладить ситуацию на дорогах и уменьшить показатели смертности. Автомобили ESV должны были обеспечить выживание всех пассажиров в результате фронтального удара о недеформируемое перекрытие на скорости 80 км/ч и бокового на 48 км/ч, выдерживать два полных переворота на 100 км/ч, а также защищать седоков от удара сзади на скорости 120 км/ч. Что ж, цифры эти во многом запредельны даже сегодня, однако это не помешало родиться множеству интересных ESV-проектов, о которых я рассказал в прошлом выпуске! Сегодня мы еще больше углубимся в эту тему и посмотрим на то, как развивались автомобили безопасности спустя годы.
Minicar RSV (1975)
Хонда, представила свой концепт безопасного автомобиля еще в 1973 на базе серийного Civic. Тогда у японцев возникли предсказуемые проблемы, связанные с возросшей массой машины, однако, это не помешало взять их концепт за основу, пожалуй, самого безопасного автомобиля в мире!
Проекта со скромным именем Minicar также инициировало правительство Соединенных Штатов. Он предусматривал постройку городской четырехместной компактной машинки, которая одновременно должна была стать самым безопасным авто на дороге! В верхушке понимали, что огромные, неуклюжие, прожорливые и роскошные динозавры станут постепенно отходить в прошлое. Мир нуждался в безопасном, экономичном, экологичном и эффективном автомобиле!
К 1975 году было построено 14 экземпляров Minicar c двигателем и трансмиссией от серийного Civic. Однако, кузов полностью переделан: от базовой Хонды осталась лишь несущая часть, а все внешние панели выполнены из ударопрочного пластика, под которыми таился слой защитной пены. Вместо обычных распашных дверей конструкторы применили подъемные, типа «крыло чайки», как в DeLorian из фильма «Назад в будущее». Американские инженеры не забывали о стиле!
Передний бампер и крылья могли выдержать удар на скорости до 10 миль/час без ущерба для машины, а подголовники передних сидений соединялись с крышей, чтобы обеспечить защиту шеи от хлыстовой травмы при наезде сзади. Электронная начинка тоже была грандиозной по тем временам: ABS, двухступенчатые подушки безопасности, прадед активного круиз-контроля с радиолокационным радаром, который мониторил обстановку на дороге и давал газу, либо тормозил в случае необходимости, вплоть до экстренной остановки! Из прочих инноваций - шины, которые при проколе могли продолжать движение на расстояния до 80 км! Сегодня такие называются Run Flat. Серийная версия безопасного "миникара" должна была весить до 1 тонны и потреблять около 8 литров на сто километров пути! Со всех сторон Minicar RSV казался прорывным автомобилем, специалисты в один голос твердили, что попади он в серию, можно было бы спасать тысячи жизней в год!
Однако, у проекта была печальная судьба. Детройтские автопроизводители сопротивлялись использованию любых инноваций и прорывных идей в маленьких авто, делая упор лишь на большие и роскошные модели! Их давления на правительство США дало свои плоды… Как и другие американские изобретения, вроде видеомагнитофона, литий-ионного аккумулятора и Дэвида Хассельхоффа, многие технологии RSV процветали лишь за рубежом. Антиблокировочные тормоза и подушки безопасности на серийные авто начали ставить на Мерседесы; Тойота первыми применили систему аварийного торможения аж в 2003 году, активный круиз-контроль представила Вольво в концепте 2001 года... Все это произошло спустя долгие и долгие годы проекта Minicar RSV!
Тем не менее, меня напрягает факт, что все эти сегодняшние «5 звезд» получены в результате испытаний на скорости 35 миль в час, что все еще на 15 миль не дотягивает до планки, которую задал RSV в прошлом веке! Мы должны быть благодарны этому концепту! Многие современные автомобили похожи на него, что и снизило смертность на дорогах! К примеру, в США в конце 60-тых гибло по 40-50 тысяч людей в год, сегодня же этот показатель чуть более 30! Minicar RSV не имел большое влияние в свое время, однако, на 30 лет опередил его, став предвестником того спектакля, который мы видим сегодня!
Fiat VSS
Помните три проекта ESV от Fiat в прошлом выпуске? Да, их невозможно забыть. Так вот Fiat продолжил развивать эту тему, и в 1978 году с подачи итальянцев был открыт Институт развития автомобильной техники. В рамках его исследовательской программы в Fiat решили разработать концепцию модульного автомобиля, который станет актуальным уже в 90-тых и принесет за собой лучшие разработки современности во все будущие автомобили! Было разработано шасси из сварной стали – это материал показал наилучшие показатели сочетания прочности, дешевизны и способности поглощать энергию удара!
Изюминкой платформы стала ее стандартизация – к нему можно было крепить узлы и различные модули. Это означало, что вместо того, чтобы создавать индивидуальные платформы для каждой модели, отныне целое семейство автомобилей от множества брендов может быть разработано на основе одной общей архитектуры. Различия между ними обеспечивались бы лишь различными подключаемыми модулями к этой основе! Модули эти также должны были стать в большинстве своем стандартизированными. Такой подход предполагал большое разделение труда производства автомобилей, а это означало, что любой агрегат будет создан узконаправленными специалистами и будет производится повсеместно, обеспечивая таким образом «эффект масштаба» и давая производителю существенную экономию издержек производства. Также подход предполагает отсутствие необходимости переделывать кучу сопутствующих агрегатов при каких-либо изменениях в каком-то из остальных! Любая часть, болтик и гаечка становились окутаны паутиной «стандартов»!
Эти идеи Fiat воплотил в прототипе VSS. Концепт принял облик пятидверного хэтчбека, хотя седаны и все остальные также могли использовать его базу. Кузов VSS состоял из девяти несущих пластиковых панелей. Пластик выбран для снижения шума, вибраций и веса автомобиля, а также для создания более драматичных форм – хотя, к сожалению, последняя возможность в данном случае, мягко говоря, реализована не полностью…
Однако, фиат побоялся стать первопроходцем с данной технологией производства, опасаясь огромных затрат на реорганизацию производства и негативного мнения клиентов, когда те узнают, что в основе разных машин кроется единая конструкция. В итоге, разработкой успешно воспользовались другие! Наглядный пример этому – платформа MQB от VW или же CMF от Renault-Nissan. А Фиат продолжил работать по старинке, несмотря даже на тот факт, что в перспективе производство VSS обходилось бы ему на треть дешевле, чем изготовление тогдашнего Fiat Ritmo!
Austin Metro PSC1 (1985)
Идейным продолжателем проекта ESV стала и британская компания British Leyland, пару интересных концептов которой я также показал в прошлом выпуске. Одним из воплощений этих идей стал PSC1, показанный в 1985 году на Международной конференции по автомобильной безопасности в Оксфорде.
Хэтчбек имел полностью измененную переднюю часть, которая развивала инновации компании в области безопасности пешеходов. К примеру, передний бампер из полиуретана выдерживал столкновения на скорости до 40 км/ч и был в то же время достаточно мягким, чтобы уменьшить травмы ног у пешеходов. Также снижались и риски травмирования головы, так как стеклоочистители прятались под специальную пластиковую нишу перед лобовым стеклом. Любопытно также, что при ударе передние фары уходили внутрь крыла, чтобы пешеход не мог пораниться острыми кусками стекла.
Инженеры также приподняли капот на каких-то 50 мм, что, тем не менее, дало больший зазор между жесткими компонентами двигателя и нижней стороной капота. А это уже также значительно уменьшало травмы при ударе! Пороги были усилены добавлением внутренних скруглений, которые сопротивляются вращению вокруг своей продольной оси!Поработали и над безопасностью пассажиров! Подрамник был заменен на специальную энергопоглощающую секцию, подобную поместили и в 1 дюйме от задней части двигателя, а капсула салона была усилена переработанной конструкцией пола, чтобы избежать деформаций при авариях!
По заверениям компании, PSC1 - самая прочная оболочка метро, из когда-либо построенных, а еще на нем была особенная экспериментальная краска, которая была одной из первых, что содержала вкрапления, меняющие цвет в зависимости от угла обзора. Вот такие вот инновации и поразительное внимание к мелочам в машине, напомню, 1985 года! Кстати, машинку совсем недавно продавали на eBayза 5 000 фунтов!
В следующей статье я презентую вам автомобили безопасности из начала нулевых! Там будут поразительные концепты Volvo, Mercedes и другие. Подписывайтесь, чтобы не пропустить и удачи вам на дорогах!