Найти тему
ИНСАЙТ

Почему дети не хотят учиться и как правильно мотивировать?.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

С ситуацией, когда сын или дочь не желает учиться, рано или поздно сталкивается почти каждый родитель. Кто в этом виноват: возраст, система, учителя, сам ученик или мы родители?

С одной стороны эта проблема существовала во все времена. В каждом классе всегда была пара отличников, несколько хорошистов и троечники, которых дружно тянули.

К сожалению, сейчас школа не является для детей местом формирования и удовлетворения познавательных потребностей - есть много других возможностей, поэтому нежелание мальчиков и девочек учиться - яркая примета нашего подрастающего поколения.

Давайте проанализируем причины этого грустного явления, чтобы понять, что делать.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причина 1. Да мне не интересно!

Так уж устроена наша психика: мы можем часами заниматься тем, что нас увлекает, и не замечать времени. Но с каким же трудом мы себя преодолеваем, когда этой заинтересованности нет!

Взрослый понимает, что в жизни много скучных вещей, на которые приходится тратить силы. Ребенок от такой трактовки мироустройства далек, и единственный маркер для него - интерес. Но вот как раз формирование интереса не входит ни в чью задачу.

Учителя формально ориентированы на программу. Для них важно, чтобы ученик знал историю, но отнюдь не увлекался ею.

Для родителей же показатель успешности - оценка, а никак не знания.

В начальной школе методика преподавания предполагает еще игровые формы, что захватывает малыша, - потому то так много среди первоклашек отличников.

Однако в старших классах, когда материал становится более сложным, а игровой момент уходит, снижаются как интерес, так и показатели в учебе.

Тут можно говорить и о странностях школьной программы, и об абсолютно формальном подходе некоторых учителей к своему предмету, а о дистанционном обучении я вообще молчу...

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причина 2. А зачем оно надо?

"Чтобы поступить в ВУЗ", "Зарабатывать деньги", "Стать успешным -ты же не хочешь быть сантехником, дворником"... или чем там еще пугают родители - эти аргументы для вашего отпрыска пустой звук.

Дети ориентированы на конкретный результат, а не на то, что что будет через много лет. Современные мальчики и девочки не видят смысла добывать знания еще и потому, что жизнь приводит совсем иные примеры: когда бывшие двоечники отлично устраиваются, а отличники прозябают и бездействуют.

Этот социальный парадокс на подсознании убеждает ребенка, что надрываться нет смысла. А понятие какого то морального долга ( перед родителями, педагогами, школой) давно не актуально...

Причина 3. Проблемы во взаимоотношениях «учитель – ученик»

Даже одно неосторожное слово учителя может обидеть ребёнка и повлиять на его отношение к обучению, не говоря уже о явных конфликтах. Особенно это касается тревожных и ранимых детей.

Причина 4. Неблагоприятная семейная обстановка

Когда родители постоянно ссорятся и выясняют взаимоотношения, ребёнку трудно сосредоточиться на учебной деятельности. Ну как можно решить задачу по физике, когда папа кричит, что уйдёт из семьи, а мама вторит, что потратила свою жизнь на никчемного человека?

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причина 5. Родительский сверхконтроль

Есть такие родители, которым важно контролировать все. В том числе, и школьную жизнь ребёнка. Вплоть до обложек тетрадей и подарка однокласснице на день рождения. О какой мотивации может идти речь у ребёнка, если мама лучше знает, мама всё решит?

Причина 6. Низкая самооценка, неуверенность в себе

Таким детям тяжело проявлять себя в школьной жизни. Поднять руку, чтобы ответить на вопрос учителя, позвонить однокласснику и узнать домашнее задание для них – целая проблема.

Если при этом ещё и родители предъявляют к ребёнку завышенные требования и критикуют его за малейшую провинность, то сын или дочь замыкаются в себе и идут по пути наименьшего сопротивления. Зачем стараться, если твои усилия всё равно не будет оценены?

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Причина 7. Чрезмерная загруженность ребёнка после школы

В понедельник и среду – бассейн, в среду и четверг – танцы, в остальные дни – художественная школа или репетитор. Знакомо? Многие родители стремятся организовать ребёнку сверхнасыщенный досуг. В результате психика включает защитные механизмы, ограждая мозг от переутомления. Ребёнок начинает лениться и откладывать выполнение уроков.

Причина 8. Физиологическая

Гиперактивность, слабая волевая регуляция поведения, соматические заболевания – вот неполный список того, что также может повлиять на отсутствие у ребёнка желания сидеть за партой и делать домашние задания.

Как видите, причин нежелания учиться у ребёнка может быть достаточно. И чаще всего, это не одна конкретная проблема, а целый набор, в котором родителям предстоит разобраться.

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

Дорогие мамы и папы! Что очень важно понять? Если вы будете заставлять ребёнка учиться, то вряд ли из этого получится что-то хорошее. Всё, что делается по принуждению или под страхом наказания, не принесёт пользы. Заставить ребёнка учиться, конечно, можно. Но этим придётся заниматься все 9-11 лет.

Когда мы заставляем детей, мы берём их ответственность на себя. А мы же так хотим, чтобы дети были сознательными и делали все сами.

Старайтесь решить проблему мотивацией и поощрением.

Заключите с ребёнком договор, прямо письменный, настоящий. Чётко пропишите, что полагается за «добровольное» выполнение уроков и какое «наказание» за невыполнение заданий. Отлично работают со старшими школьниками поощрительные мероприятия, например, всю неделю ребёнок делал уроки сам, в выходной вся семья едет туда, куда хотел школьник...

Поэтому давайте всё-таки не заставлять детей учиться, а побуждать их к этому. И в этом вам поможет грамотная позиция родителя.

Когда чувства ребёнка отрицаются, он быстро теряет интерес к любому делу, в том числе и к учёбе. Ребёнок говорит: «Эта очень сложная задача. Я её никогда не решу» и получает в ответ: «Ты просто очень ленивый, для тебя всё сложно».

Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com
  • Позвольте детям делиться с вами своими страхами и опасениями, даже если они вам кажутся беспочвенными.
  • В семье ребёнок может найти всё, что ему нужно. Больше слушайте и меньше осуждайте, тогда дети сами захотят поделиться с вами своими проблемами.

Желание вырастить из ребёнка гения с отличными оценками по всем предметам приводит к нервным срывам и заниженной самооценке, ведь сын или дочь не всегда могут дотянуться до планки, поставленной родителями.

То же касается и нереализованных родительских ожиданий, когда мама так мечтала стать балериной и решила, что дочь обязательно должна воплотить её мечту в жизнь.

Бич всех родителей – сравнение ребёнка с другими детьми. «А Машенька одни пятёрки получает, а ты только двойки да тройки приносишь», «а Ванечка давно уже сам уроки делает, а ты все маму просишь помочь». И ребёнок начинает тихо ненавидеть Машеньку с Ванечкой, считая себя полным неудачником.

  • Если сравнивайте ребёнка, то только с самим собой: «Вот видишь, в том году тебе было сложно запомнить таблицу умножения, а в этом году ты её как орешки щёлкаешь!»
Фотография взята с www.unsplash.com
Фотография взята с www.unsplash.com

И еще! Растите в первую очередь человека, а не ученика! Сколько бы не существовало рекомендаций - не факт, что именно они помогут вам. Каждая ситуация, семья, ребенок уникальны по своему.

Поэтому предлагаю еще один вариант - целенаправленный непринужденный разговор/анкета, как метод самоопределения ребенка:

Спросите его: "Чего же на самом деле ты хочешь? Хочешь ли ты, чтоб тебя знали как человека, помогающего другим? Или как любителя приключений? Или хочешь научиться рисовать? Или играть в футбол?...

Не исключено, что его в тот же момент осенит: я мечтаю стать писателем... побывать в других странах... заняться скалолазанием... хорошо учиться в школе...

Но не всегда ответ приходит сразу, и пусть вас это не расстраивает. Дети часто просто еще не осознают своих возможностей или просто никогда не задавались такими вопросами. И им надо немного помочь, подтолкнуть к таким размышлениям. Для этого подойдут следующие упражнения:

1.Что меня вдохновляет?

Ответь на вопросы:

  • Чем мне нравится заниматься? Почему?
  • Что мне не нравится делать? Почему?
  • Что придает моей жизни смысл?
  • К чему у меня талант?
  • Что у меня хорошо получается?
  • Как можно поработать над этим, чтобы у меня получалось еще лучше?
  • О чем мне нравится читать или смотреть фильмы, или в какие игры играть? Почему?
  • О чем я думаю витая в облаках.

2. Кто меня вдохновляет?

  • Напиши про трех твоих знакомых, которыми ты восхищаешься. Это может быть человек из числа твоих друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Опиши кратко. чем они занимаются? Почему ты считаешь их особенными?
  • Напиши о тех людях, которыми ты восхищаешься, но лично не встречался.( это может быть герой фильма, мультфильма, книги, игры, политические деятели, спортсмены, исторические личности...) За какие заслуги ты считаешь их великими?

3. Кем я вижу себя в будущем?

  • Через пять лет после окончания школы ты собираешься на вечер встречи выпускников, и тебя попросили сделать ролик о своей жизни. Какие события и достижения ты там покажешь?
  • Представь, что тебе семьдесят лет и твои друзья собираются наградить тебя Премией за достижения жизни. Что они скажут о тебе? Какие твои достижения покажутся им собственными? Ты создавал произведения искусства? У тебя было свое дело? Ты был щедр с друзьями? хорошим родителем?...

Теперь, когда ты задумался о своих мечтах и ценностях, самое время составить список желаний: перечисли кем бы ты хотел стать в один прекрасный день, чем заниматься, что иметь. Пиши как можно быстрее, у тебя на это есть 5 минут.

Записывай все, что приходит в голову. Не беспокойся, если твои идеи выглядят глупыми, недостижимыми или даже дикими и нелепыми. Не ограничивай и не останавливай себя! Потом мы придумаем, как превратить эти желания в цели.

Попробуйте сделать это в виде анкеты для детей постарше, и дайте им время на написание, потом обсудите ответы вместе, для детей помладше можно сделать в игровой форме.

Возможно, это научит ребенка размышлять о будущем и настоящем, а вам поможет лучше понимать свое чадо и направлять его в нужное русло.

Удачи!