Индийские классические танцы отличаются по стилю в зависимости от региона.
На севере Индии зародился один из самых выразительных и интересных стилей - Катхак, что в переводе значит «рассказчик». Как и другие классические танцы, первоначально Катхак исполнялся в храмах, иллюстрируя сцены и эпизоды из древних писаний.
Катхак даже можно назвать разновидностью театрального искусства, одного из самых динамичных в мире, ведь первоначально он являл собой танцевальные постановки драм Древней Индии.
Его исполнители, «рассказчики», зачастую передавали по наследству свое ремесло. Из поколения в поколение они развлекали публику, воплощая с помощью танца древние предания индийского эпоса и санскритской литературы.
В эпоху Великих Моголов, когда на севере Индии распространилось мусульманство, катхак стал придворным танцем, в котором соединились индуистские и мусульманские традиции. В частности, индийский храмовый танец обогатился стремительными пируэтами и сложными ритмами.
Однако, переместившись из храмов во дворцы, катхак отдалился от религиозных историй и превратился в светское развлечение. А танцовщиц, исполнявших его, стали называть ТАВАИФ. Слово имеет арабские корни и означает «двигаться по кругу».
Таваиф были не просто танцовщицами, они считались «женщинами для проведения досуга», проще говоря – куртизанками. Умными, воспитанными, красивыми, образованными и – далеко не бедными.
Их искусство было сродни традициям японских гейш и греческих гетер. Таваиф имели большое влияние при дворе, богатых покровителей и, зачастую, крутой нрав, чем особенно привлекали поклонников.
Ведь надменное, капризное и переменчивое поведение было полной противоположностью покорным и верным добропорядочным женам.
Во времена английской колонизации положение таваиф сильно пошатнулось, их институт был заклеймен, объявлен вне закона и, казалось бы, уничтожен. Однако образованные и талантливые таваиф нашли свое место на театральных сценах Дакки и Бомбея, их дочери становились актрисами, а внучки и правнучки перекочевали в кинематограф.
А потому и традиционный катхак не был совсем утерян, хотя стал менее повествовательным, акцент в танце с рассказа сместился в сторону изучения ритма и движения.
Современный катхак, в том виде, который исполняется сейчас, стал развиваться в начале ХХ века.
Этот удивительный танец, наполненный чувством, показывает зрителю красоту и грацию движений исполнителя, каждый элемент, каждый жест, вплетается в сложный ритмический рисунок.
Древнеиндийские трактаты гласят, что танец является формой йоги. И действительно – танцоры настолько погружаются в движение, что танец для них становится своего рода медитацией...
*****
Смотрите видео-версию сюжета: