Маленький ещё был. Сибирское село. Баня у нас была отменная, построенная отцом с любовью: кирпичная печь-каменка , которую он чуть ли не каждый год перекладывал, ища лучшие варианты, со встроенным чугунным котлом, трубой со всякими задвижками, вьюшкой и камнями для пара. Высокий полок, лавки,- все выстругано. Электричество, стены и печь побелены - заходишь в нагретую баню с холода - приятно, душа и тело в восторге.
Как то летом вернулись домой, как у нас говорили, "с поля", поздно вечером. А тут соседка забежала поинтересоваться, да говорит: " А вы баню -то не топите, у нас вытоплена, на всех хватит". Я с отцом пошёл в соседскую баню. Это была невысокая избушка, рубленая из тонкой березы, вход сразу со двора. Электричества в ней не было, на угловой полке горела свеча, под ногами - просто брошенные на что-то доски, лавка представляла собой широкую доску, положенную на две березовые чурки, но какой-то полок, помнится, был. На печи стояли два бачка под горячую воду, а на полу деревянная бочка с холодной водой. Мне стало как-то неуютно в этой баньке и я спросил отца: "А что-то у них даже пола нет..." "Что поделаешь,- ответил он,- раньше все так строили, времени не было, досок не было" , - и плеснул полковшика воды на раскалённые камни. Облако горячего пара рявкнуло "Ша-а-а" и вырвалось на свободу, а вырвавшись, мгновенно завоевало пространство, тут же, как мне показалось, сварив все и всех в этом замкнутом объеме. Я, как говорят, "хлопнулся оземь", и прижался к нестроганой доске так называемого пола. "Терпи казак, атаманом будешь!" - отец в кожаной шапке и рукавицах уже сидел на полке' и, покряхтывая, начинал "пошлепывать" веником, отчего пламя свечи трепыхалось и от этого казалось, что из-за печи выскакивали сказочно-зловещие тени, танцуя на стенах шаманские танцы.
Потом, напарившись, создав более щадящий пар, отец и меня парил в этой незатейливой баньке со скачущим по стенам тенями и, помывшись, мы пошли домой ужинать и отдыхать.
Однако в дальнейшем, когда мы возвращались вечером "с поля", я бежал в дровник, говоря: "Я сейчас в баню дров поколю на растопку",- так мне хотелось париться и мыться в более комфортной, своей бане.
Теперь, вспомнив тот случай, думаю, что даже в малолетстве человек выбирает для себя более комфортные условия и ещё лучше, если эти условия неотделимы от привычного домашнего уюта. Но, наверное, не ко всем относится.
Вот интересно, как Геродот описывает скифские бани в их низких войлочных палатках с котлом, набитом камнями, посыпанных зёрнами конопли. Тоже интересно разок попробовать? А сами скифы, если их из этих палаток перенести в бани древних Афин или Рима? Что бы они выбрали? Не факт, что свои привычные походные бани с запахом семян конопли.
Или, скажем, индейцы из племени черноногих, сформировав военный отряд для похода в земли враждебных племён, подолгу грелись в кожаных палатках-потельнях, которые им готовили женщины племени, нагревая на костре крупные камни и закатывая в палатки. А уж воины долго сидели в жарких потельнях, считавшихся "святыми" , молча освобождались от посторонних мыслей, очищали тело и дух, окуная в кожаное ведро с водой хвост бизона и брызгая воду на раскаленные камни. Палатки ставились на берегу реки или озера, поэтому, пропотев, воины сразу окунались в воду, нередко повторяя и повторяя ритуал очищения.
Думается, что им не нужна была никакая другая баня-потельня, так как именно здесь, в этом окружении, они родились и выросли, сформировали привычки и навыки, здесь для них было все родное . И в далёком походе именно в этот лагерь будут тянуть их тонкие и неразгаданные никем душевные струны.
Понравилась статья? Тогда поставь лайк, подпишись на канал и поделись статьей в соцсетях.