Найти тему
Александр Позин

«Широка страна моя родная…» | 5 часть | Южное солнце – горячая кровь

Юг. Один из самых сложных регионов России. И исламизм, и пантюркизм не отказались возвратить южные земли в орбиту своего влияния. Но разбор вопросов национального и религиозного сепаратизма не умещаются в рамки этой статьи, нам бы с русским этносом разобраться. Поэтому стоит остановиться на движении к возрождению казачества. История зарождения казачества покрыта туманом, а исторический путь  - извилист и весьма непрост. В нее уложились и карательные экспедиции русских царей, и казацкие восстания, когда сами казачки шли «Тряхнуть Москвой», и трагедия расказачивания в годы гражданской войны, и неоднозначное возрождение в конце ХХ века. Любой прохвост может для обоснования своей концепции надергать из него достаточное количество фактов, которые в отрыве от остальных будут выглядеть весьма убедительно.

Многим покажется странным, но еще в начале ХХ века большая часть казаков вовсе не считала  себя русскими, а родственным, но отдельным народом. Для казачества русские -  это мужичье, лапти, крепостничество. Помните, классическое:

- Ты, Гришка, подумай. Парень ты не глупой. Ты  должен  уразуметь,  что

казак - он как был казак, так казаком и останется. Вонючая Русь у  нас  не

должна править.

– вразумлял Григория Мелехова его отец, Пантелей Прокофич в шолоховском «Тихом Доне», энциклопедии жизни донского казачества в переломную эпоху.

Самое любопытное, что до революции в среде казачества как раз и не наблюдалось сколько-нибудь значимых тенденций к сепаратизму. В начале XX века доминирующая на Дону идеология не подразумевала выхода территории Области Войска Донского из состава Российской империи. Более того, крупнейшие организации казаков-националистов «группа С.А. Холмского» и «Донской союз националистов» были активнейшими сторонниками Российской государственности и в своих обращениях выступали на стороне власти во всех международных и общегосударственных делах. Революция стала рубежом, который расколол казачество не только по классовому принципу, но и по отношению к  российской государственности. Тогда и зародился феномен «казачьего сепаратизма», нашлось много желающих поторговать Родиной. Хозяева были разные, если атаман Краснов ориентировался на Германию, то Добровольческая армия, вернее Вооруженные силы Юга России, в состав которых входили части кубанцев и донцев, кормились уже из рук Антанты. В то же время значительная часть казачества воевала в составе Красной Армии, одна Первая Конная Буденного чего стоит.

После прихода к власти нацистов в Германии, казачьи генералы-белоэмигранты Краснов и Шкуро стали ориентироваться на Тысячелетний Рейх. Немалое число казаков оказалось в эмиграции и именно из них были сформированы кавалерийский корпус Паннвица и 1-ая Казачья дивизия, а также множество других вспомогательных подразделений. «Прославились» они не подвигами на фронте, а карательными экспедициями против населения оккупированных территорий, подавляя сопротивление со звериной жестокостью.

Ренессанс казачества в 90-х годах прошлого века взбил много пены. Осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих “государственных” образований: «Донская Казачья Республика», «Терская Казачья Республика», «Армавирская Казачья Республика», «Верхне-Кубанская Казачья Республика», объединившая две другие «республики», «Зеленчукско-Урупскую Казачью Советскую Социалистическую Республику» и «Баталпашинскую Казачью Республику».

20 ноября 1991 года, на созванном Союзом казаков Юга России Большом казачьем круге Юга России в г. Новочеркасске, было провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России (СКРЮР) со столицей в г. Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся Союзе суверенных государств (ССГ). Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР. Создание казачьих «республик» поддержал II Большой Круг Союза казаков Юга России, прошедший 7–10 ноября 1991 в г. Ставрополе.

Как установила прокуратура Ростовской области:

«целью «Донской казачьей республики» является пропаганда идеи создания антиконституционного территориального образования в составе Российской Федерации, а ее лидеры и активисты провозглашают осуществление державного самоуправления. Распространяемая литература содержит угрозу восстания – насильственного захвата и удержания власти и заявления о намерении совершить действия, направленные на подрыв конституционного строя Российской Федерации, прежде всего – на нарушение территориальной целостности Российской Федерации путем образования самостоятельной административно-территориальной единицы».

Движение донского казачества – не шутовство, там не только ряженые клоуны. Там все серьезно. Они ставят вопрос о международном признании:

«Существует определенный порядок действий, который необходимо совершить для того, чтобы оформить все по закону. В ближайшее время мы определим границы государства, подготовим правовую базу и будем добиваться признания в ООН» - считает атаман (президент) Донской республики А. Юдин.

А на состоявшемся 21 марта 2010 года казачьем сходе в Армавире, на котором собрались  267 представителей казачьих объединений Южного федерального округа, в том числе старейшины казачества Кубани, Дона, Терека, Ставрополья и Карачаево-Черкесии, А. Юдин предлагал создать

«пояс безопасности до Тихого океана в форме восстановления казачьих национально-территориальных образований».

Кроме так называемых «системных» казаков, в интернет-сообществе существует бесчисленное множество совсем «безбашенных» групп, наподобие «Донской Повстанческой Армии», недавно выпустившей в сеть сей манифест:

«Мы — Донская Повстанческая Армия - выступаем за свержение преступного строя и формирование свободного от Москвы независимого Донского государства… Каждая вооружённая группа, действующая согласно интересам независимости Дона, автоматически становится ячейкой Донской Повстанческой Армии. Ячейки могут объединяться, действовать сообща или же наоборот выполнять одни и те же задачи независимо друг от друга. Единственное условие — необходимость поддержания интересов отделения Дона от московского центра».

Трудно сказать, стоят ли за ними какие-нибудь реальные силы, или просто обычные интернет-хулиганы. Но тенденция, однако! Когда появляется некая критическая масса заявлений подобного рода, она поневоле начинает действовать на сознание людей.

Конечно же тему казацкого сепаратизма не могли выпустить из зоны своего внимания хищные глазки американского кондора. Еще в 1959 году Президент США Дуайт Эйзенхауэр подписал закон «О порабощенных народах», в перечне закона есть и некая «Казакия». Ежегодно в США проводится комплекс мероприятий Неделя порабощенных народов, эту неделю американская общественность плачет не по судьбе уничтоженных индейцев, а заботится о доле несчастных казаков, украинцев, поволжских финно-угоров, угнетаемых коммунистическим российским режимом.

Вот, например, пишет Пол Гобл из Фонда Джемстауна о том, что казаки,  «восстанавливая историческую справедливость, сталкиваются с тем, что официальная Москва стремиться очернить казачьи республики времен Гражданской войны, а так же те идеи казачьей государственности, которые разрабатывались в эмигрантской среде».

И это несмотря  на то, что казачество -  неразрывная часть истории русского народа и становления российской государственности. Казачьи песни, быт, традиции прочно вошли в состав русского фольклора. Освоение Сибири и Кавказа, Отечественная война 1812-го года – славные страницы истории русского казачества. Как писал Л.Н.Толстой: «Граница породила казачество, а казаки создали Россию». А в 2014-м славное Всевеликое Войско Донское, оставаясь верным традициям предков, под командованием атамана Николая Козицына сражалось за Русский Мир с нацистами в Новороссии.

Продолжение следует

Часть 1.

Часть 2.

Часть 3

Часть 4.