На самом деле, данная тема одновременно и простая, и сложная. С одной стороны, почти любой человек имеющий автомобиль знает: «Да чего там, делов-то, выписать ДКП (договор купли-продажи) и всё!». С одной стороны всё так, однако, с другой стороны, есть множество нюансов и «подводных камней». Но без паники, сейчас мы со всем разберемся.
Для начала, разберем юридическую часть сделки, которая является самой главной. Помните, что продать вам автомобиль имеет право только собственник или его законный представитель (для этого надо выписать нотариальную, или, как её еще называют - «генеральную» доверенность. *Хотя понятия «генеральной доверенности» уже давно не существует, привет людям из 90-ых). Далее, при покупке важно проверить, чтобы авто не был в залоге в кредитной организации, в розыске (угоне), на него не были наложены запреты (ограничения) на регистрационные действия от судебных приставов (об этом мы позже поговорим более подробно), были все оригиналы документов (хотя в некоторых случаях можно обойтись без этого) и машина не участвовала в споре третьих лиц (то есть, чтобы сделку никто не смог оспорить в будущем).
Сейчас большинство юридических моментов (залог, запреты, действующий учет, количество владельцев и пр.) можно проверить в интернете на гос. ресурсах, таких как официальный сайт ГИБДД, ФССП, Автокод и пр. Однако, наиболее правильный вариант (хотя и не самый простой и удобный) – это покупать автомобиль с одновременной регистрацией ее в органах ГИБДД. Так вы сможете проверить как отсутствие ограничений, так и отсутствие проблем на площадке осмотра ТС, то есть вы убедитесь, что все номера (VIN, кузов, двигатель) в порядке, и они (идентификационные номера) не были изменены, перебиты или уничтожены, что часто делают с угнанными автомобилями.
Это основное, что важно знать о юридической части купли-продажи автомобиля, хотя, конечно же, тему можно разбирать намного глубже.
Далее, что мы разберем - это основные технические моменты. Наверное, почти каждому понятно, что покупка поддержанного автомобиля – это, так или иначе, игра в рулетку, потому что мы часто не имеем возможности узнать все технические проблемы здесь и сейчас, по многим причинам. Во-первых, многие проблемы можно замаскировать перед продажей, если они не глобальные. Во-вторых, многие нюансы мы узнаем только в процессе эксплуатации и это тяжело заметить во время покупки (например, есть, так называемые, сезонные «болячки»). В целом, надо смотреть на совокупность многих факторов, так как обычно, если машина в целом ухожена, собственник владеет ею долгое время и может подтвердить ее регулярное обслуживание, то это уже половина успеха. Обратная ситуация, когда автомобиль «ходит по рукам», и тогда, чаще всего, владельцы не сильно заботятся о качественном обслуживании своего авто, так как, обычно, берут его на небольшой срок, и как только всплывают серьезные проблемы – намереваются «слить» машину менее опытному автолюбителю, предварительно замаскировав потенциальные или уже имеющиеся проблемы. Также в данных случаях такие продавцы нередко прибегают к обману в части обслуживания, вложений, времени владения и пр. существенных моментов.
Более подробно освещать техническую сторону вопроса мы будем в другой статье, но вкратце я резюмирую так:
1. У каждой марки, модели есть свои особенности и "болячки", и желательно поинтересоваться об этом накануне покупки (например у более опытных любителей данной модели, на форумах, у знакомых автомехаников, перекупщиков и т.д.)
2. Обращайте внимание на подозрительные моменты и нестыковки в рассказах продавца (например слишком малый пробег на одометре при приличном возрасте авто или его потрёпанном состоянии (лакокрасочное покрытие, состояние салона и пр.)
3. Если вы не сильно разбираетесь в технических нюансах автомобилей, не стесняйтесь прибегать к помощи профессионалов (услуги автоподборщиков, диагностика в профильном автосервисе и пр.)
В заключении, хотел бы сказать, что описать все тонкости в одной статье невозможно, но соблюдая вышеперечисленные нехитрые правила, вы уже на 90% обезопасите себя от покупки проблемного или криминального автомобиля. Желаю удачи в выборе вашего будущего автомобиля!