Уже делилась с читателями канала «Психолог из детсада» какие книги дети слушают затаив дыхание из-за их психотерапевтического эффекта.
Эти книги рассказывают о похожем жизненном опыте, позволяют пережить те же эмоции, что у маленьких читателей, подсказывают выход из сложившейся ситуации.
Сегодня поговорим о серии из четырех рассказов Л. Пантелеева о Белочке и Тамарочке.
Писатель познал все тяготы беспризорного детства. В соавторстве с Г. Белых создал знаменитое и по сей день произведение «Республика ШКИД».
Л. Пантелеев и является автором «уютных», юморных и при этом честных историй про двух сестричек и их маму, в меру строгую, в меру любящую:
У одной мамы было две девочки.
Одна девочка была маленькая, а другая побольше. Маленькая была беленькая, а побольше – черненькая. Беленькую звали Белочка, а черненькую – Тамарочка.
Девочки эти были очень непослушные.
Это из рассказа «На море». Девочки, отпросившись у мамы, самостоятельно пошли на море.
У детсадовцев пяти-шести лет сразу загораются глаза от интереса: мама разрешила сестричкам самим сходить на море. Вот это да!
Правда условие поставила: не купаться:
По воде босичком походить – это можете. В песочек поиграть – это пожалуйста. А купаться – ни-ни.
Завязка рассказа: девочки все же решили нарушить запрет. Ведь мамы рядом нет. Она даже не узнает: купались они или нет.
Надо же! Взрослый им читает о том, как дети не послушались маму и получили массу удовольствия от купания в море.
Но тут же ребята получают важный урок. Оказывается, взрослые выдвигают запреты не просто так. Нарушения условий может привести к плохим последствиям.
Нет, девочки не утонули. Просто в это время пришел вор и украл все их белье:
И платьица украл, и штанишки украл, и рубашки, и сандалики, и даже испанские шапочки с красными кисточками украл.
Автор рисует яркую картину, что никто девочкам не поможет в данной ситуации. Кроме них на пляже никого нет. Нужно самим принимать решение, что делать дальше и нести ответственность за свое непослушание:
Озябли девочки, посинели, дрожат.
Подумали они, посидели, поплакали и пошли домой.
А дом у них был далеко. Нужно было идти через три улицы.
Автор показал, что поступки имеют последствия. Это один из психотерапевтических эффектов в произведении. Не наказание мамино стало следствием, а то, что пришлось пережить в сложившейся ситуации.
Это даёт детям частичку бесценного жизненного опыта. Дети видят, что это честный рассказ, что люди из-за своей недальновидности могут попасть в крайне неловкую ситуацию, это вызовет определенную реакцию общества:
И обе девочки идут совершенно голые.
И все на них смотрят, все удивляются, пальцами показывают.
Читаю эти рассказы Л. Пантелеева в старших группах на протяжении 10 лет. Всегда ожидала, что какая-нибудь строгая мама выдвинет претензию в мой адрес:
– Как вам не стыдно читать в детском саду, про то, как девочки нагишом по улицам ходят.
Но пока нареканий никаких не возникало.
Страх оказаться голым перед обществом преследует многих людей во снах. З.Фрейд трактовал это как власть Цензуры Супер-Эго над бессознательным.
Тему боязни наготы перед обществом затрагивал и К. Юнг, описывая коллективное бессознательное всего человечества.
Может поэтому редко, кто из детей хихикает над кульминационной сценой рассказа Л. Пантелеева «На море», когда на девочек без одежды пальцами показывают, и они привлекают внимание милиционера. Дети в этот момент понимают – тут не до смешного.
Честно говоря, для усиления эффекта заменяю в тексте автора малознакомое современным детям слово «милиционер» на «полицейский».
***
Мама девочек конечно поругала. На мой взгляд, сделала это как надо, лишний раз обратив внимание девочек, что их поступок имеет непредвиденные последствия:
– Во что же я вас теперь одевать буду? Ведь у меня же все платья в стирке
Пожалуй, единственный минус, что с девочками не проработан вопрос: как же нужно себя вести в подобной ситуации на будущее. Например, коль уж стало жарко – облиться на берегу. Благо ведерки у них с собой были.
Впрочем, времена сейчас другие. Вряд ли какая мама отпустит двух маленьких дочек одних на море. Но это не умаляет поучительность рассказа, которому уже исполнилось 80 лет. Рассказы о Белочке и Тамарочке созданы в 1940 году.
Хотите, чтобы ваши дети хорошо ориентировались в мире социума? Не тряслись от страха в проблемной ситуации, а проявляли инициативу, искали выход? Познакомьте их с двумя сестричками из произведений Леонида Пантелеева.
В других рассказах из серии про Белочку и Тамарочку девочки тоже шкодят. То, гуляя по лесу, от мамы спрячутся, то дома чернила опрокинут на скатерть. И опять сталкиваются с последствиями своих поступков.
Ссылка на произведение:
Л. Пантелеев. "Про Белочку и Тамарочку"
Ваш Психолог из детсада.
Еще рассказы с психотерапевтическим эффектом:
Истории про мальчика Яшу Э. Успенского. Читаю их детям более 10 лет. Слушают, затаив дыхание
Такие заметки, как сегодня собираются на канале в отдельную ленту под хэштегом #психолог из детсада советует книги
Добро пожаловать в мир интересных и полезных для детей книг.