Давайте коротко поговорим об ошибках, которые мы допускаем при изучении иностранных языков, какие барьеры возникают на пути изучения и становятся для некоторых людей непреодолимыми.
Ошибка № 1
Произношение. Существует миф, что еще до из- учения языка нужно зациклиться на произношении, нужно перед зеркалом выучить положение губ, зубов, носа, глаз при произношении тех или иных звуков. Студенты очень часто этим занимаются, создавая для себя тот барьер, через которые большинство из них не переходит, бросая обучение. К каким выводам пришли мы? Постепенно освоить то, как произносятся звуки, не заморачиваться на звуках, которых нет в русском языке и каким-либо способом их отрабатывать, а про- сто говорить с приятным русским акцентом. Ничего страшного в русском акценте нет. Потом, чем больше будет наш набор слов, чем больше мы будем говорить, слушать и понимать, тем больше у нас будет возможностей общаться. И если мы поедем в страну изучаемого языка (о чем более подробно мы еще поговорим) наше произношение сложится естественным путем, потому что мы так устроены, мы подражаем и копируем произношение людей вокруг нас. Поэтому не заморачиваемся над произношением, а произносим так, как это у нас получается, развиваем это постепенно, как и все навыки. Слушайте тексты и своего преподавателя, повторяйте слова и фразы, но не переживайте о том, что у вас не получается говорить сразу как у носителей.
Ошибка № 2
Грамматика. Эта проблема преследует нас на всех уровнях, особенно если вы попали в стандартную, школьную, вузовскую систему обучения. Среднестатистический преподаватель воспитан так, что грамматика — это основа всего, за грамматические ошибки они вас будут наказывать, пытать, унижать, уничтожать, в худшем случае смеяться над вами, пока не убьют всякую мотивацию к изучению языка. Это же полная чушь!
Язык состоит из нескольких аспектов: самый главный — говорение, потом чтение, письмо и восприятие речи на слух. Как вы думаете, что проще всего дается? Быстрее всего мы учимся читать. Далее по сложности идет письмо, потом говорение и самое сложное — восприятие речи на слух. Конечно, случаются исключения, допустим, с теми женщинами, которые выезжают за границу и выходят там замуж — они быстрее учатся понимать, потому что они попадают в среду, но, чтобы заговорить, у них уходит больше времени.
Пункт для учителя: «Молчите, молчите, молчите!» Когда ваши ученики говорят, выполняя задание на развитие навыков разговорной речи, вам запрещено их перебивать, пусть даже они делают ошибки. Если считаете нужным, то можете разобрать типичные ошибки после того как все ваши студенты высказались. Иногда, если задание просто на коммуникацию и на развитие навыков говорения, вы просто забываете про эти ошибки, ведь самое важное, что ваши студенты говорят. Очень часто из-за зацикливания на грамматике, люди, прошедшие курс, учатся, в лучшем случае, про- сто спрягать глаголы, глядя на экран. В таком случае у слушателей нет ни единого шанса заговорить, потому что заданий на говорение нет вообще.
Обращаюсь к родителям детей, изучающих иностранные языки: дорогие родители, проявите терпение, потому что так бывает, так было и в нашем случае, когда ребенок просто не въезжает, у него не получается и он не понимает, как это все работает. Этот период может длиться достаточно долго, но зато потом будет прорыв. Если ваш ребенок не прекратит занятия, не бросит изучение языка, а будет идти к поставленной цели, при условии, что она будет поставлена, то результат будет в любом случае. Просто иногда нужно более долгое время, чтобы произошел этот скачок.
Ошибка № 3
Мы начинаем изучать новый иностранный язык в быстром темпе на волне вдохновения и воодушевления, но через какое-то время начинается так называемое «плато». Это типично для изучения иностранных языков, для спорта, для саморазвития и т. д.: после достижения этого плато нам кажется, что мы не растем, прогресса нет. В этом плане мне нравится представление о нашей способности к языку как некой программе, очень сложной, и тот материал, который мы туда закладываем, по каким-то алгоритмам образует навыки, связи, расширяется словарный запас, улучшаются навыки говорения и восприятия речи на слух. Этот механизм работает как некий черный ящик, куда поступает материал и на выходе мы получаем язык как продукт, то есть навыки говорения, восприятия на слух, чтения, письма, навык коммуникации. Поэтому самое важное не бросать занятия, когда мы достигнем это «плато», когда нам покажется ну все, я не прогрессирую, я стою на месте и т. д., важно не останавливаться, а просто продолжать.
Ошибка самая главная.
Искать отговорки и оправдания, ища проблему в ком-то другом, в случае с обучением это, как правило, учитель, тот человек который виноват во всех ваших неудачах, он некомпетентный, не подготовился, не то преподает, не смог меня замотивировать, еще в списке виноватых часто, учебники, школы, окружение, родители, дети, собаки и кошки. Есть только один продуктивный подход— взять ответственность на себя, даже если объективно на вашем пути много преград и препятствий и использовать на все 100 % то, что у вас есть. У вас учитель, по вашему мнению, какой-то не та- кой, но все-таки язык-то он знает (или свой предмет в принципе) значит можно у него что-то взять; учебник какой-то вот не ваш, но ведь в самом плохом учебнике можно взять много полезного.
Возвращаясь к системе упрощения, самая простая цель — это просто заниматься 6 раз в неделю. Почему не семь? Один день в неделю мы должны, все-таки, отдыхать. Если мы просто будем «как-нибудь» заниматься, что-то делать, то тут как повезет, наш результат и прогресс зависит от преподавателя, учебника и многих других факторов. Если же мы занимаемся по системе, изложенной на этих страницах, используя техники, которые в нее заложены, то в любом случае, гарантировано, прогресс у нас будет. Почему полезно заниматься именно 6 раз в неделю. Почему интенсивность тоже играет роль? Потому что наш мозг настраивается на восприятие уже конкретно этой информации, на именно эту деятельность, здесь опять можно провести аналогию со спортом: если мы занимаемся каждый день, занятия становятся более эффективны- ми, мы быстрее при- ходим в форму. Так же и здесь — занимаясь каждый день, по чуть-чуть, не выжидая благоприятный момент, по 10—15 минут, меняя вид деятельности: иногда повторяя карточки, иногда читая, иногда смотря фильмы, видео-уроки, которыми полнится интернет (они не очень полезны, если вы не готовы воспринимать это системно, потому что любой видео-урок нужно переработать: фиксировать на карточках, сортировать и т. д.). Труднее всего здесь начинающим, им важнее всего придерживаться основных принципов:
• принцип упрощения, «мух»;
• принцип интервального повторения. Когда мы достигли среднего уровня, здесь становится проще, у нас есть база, мы узнаем однокоренные слова, что тоже является хорошим методом, позволяющим быстро расширить свой словарный запас: беря любое слово, посмотрите в любом словаре однокоренные слова и выпишите их, привязывая к основному. Об этом методе пишет в своей книге «Как я изучаю языки?» Като Ломб, известный венгерский полиглот, знавшая 32 языка.
Не бояться делать ошибки. Еще один важнейший момент при изучении языка (да и собственно говоря, в любой деятельности) — это не бояться делать ошибки. К сожалению, мы, кому сейчас за 40 родом из СССР, советская система в том числе образования была построена на жесткой дисциплине, за ошибки нас ругали и наказывали. Поэтому не бойтесь делать ошибки, говорите, пишите, читайте, слушайте. Изучение языка происходит постепенно, первый этап научиться коммуницировать хоть как то, далее постепенно делать это все более грамотно, качественно, на более высоком уровне владения языком.
Глава следующая Писать