Найти тему
Белая Орхидея

Средневековые sтрашилки

Оглавление

Когда я впервые увидела работы Иеронима Босха, первая мысль была: "Что они в этой Голландии употребляют?"

Наверное, это мучительно - жить с чудовищами, которые копошатся
в твоей голове. Хорошо, что чудища Босха -
цветные и с капелькой
этакой карнавальности
, потому что от монстров Гойи мне становится вообще дурно.

О Босхе сохранилось мало достоверных сведений, да и те противоречивы. Известно только, что он был из семьи художников, после смерти отца унаследовал его художественную мастерскую и женился на девице Алейт Гойартс ван дер Меервене из богатой и влиятельной семьи.

Это дало Босху жить безбедно, стать достопочтенным бюргером
и брать заказы на написание картин исключительно ради удовольствия,
а не пропитания для.

Положение в обществе позволило Босху стать членом полусветского-полумонашеского Братства Богоматери, которое занималось благотворительностью. Символом Братства Богоматери был лебедь.
И на торжественных обедах - "лебединых трапезах" - эта прекрасная птица была основным угощением для пирующих.

В период раннего Средневековья художники изображали лишь сцены
из Библии и житие Святых. Итальянское Возрождение показало
ценность мира и поставило человека на пьедестал как венец творения.

Влияние Церкви начало убывать. И это неудивительно. Распутство
при Папском троне, умерщвленiе неугодных с помощью яда, заговоры, подкуп, продажа индульгенций, костры инквизиции и прочие грехи
самих священников - вот источник творчества Босха. Он видел изнанку человека и человеческого общества (особенно церковников).

И эта изнанка была чудовищна.

У Босха тут же появились поклонники, почитатели и последователи. Художнику делали заказы царственные особы. В его мастерской постоянно вертелись копиисты, создавая несметное количество копий
с оригиналов мастера. И уже при жизни Босха появились художники, которые смело показывали своих монстров.

Вообще любование безобразным, получение чувственного наслаждения от уродлiвого стало своеобразным психологическим портретом европейца XV-XVI веков. В этом таился завуалированный sтрах перед красотой и перед самой жизнью - священники исправно постарались!

Вот и я стояла перед полотном Иеронима Босха "Страшный Суд"
в музее Грёнинге в Брюгге, и мурашки строем шествовали по моей спине, по рукам...

Хотелось бежать на улицу, под дождь, но только подальше от монстров, которых Босх вытащил из собственного Ада.

Вот так же смотрели на полотно "Страшного Суда" Босха два героя культового фильма режиссёра Мартина Макдонаха "Залечь на дно
в Брюгге"
- Рэй и Кен, два кiллера, один из которого совершил ошибку,
а второй за это должен был убрать "коллегу".

Причём режиссёр не просто снял фильм. Он вложил в него скрытый философский и, по-своему, дерзкий смысл. Через сцену в музее
Макдонах показывает героям своей картины и зрителям...
мораль.

Да, вы не ослышались!

Вот только обычно мораль несёт только два цвета - белый и чёрный.
А картина Босха "Страшный Суд" имеет
промежуточный оттенок - мрачное золото середины. Это Судилище.

И герой Рэя, которого должны убрать, имеет надежду на некий зачёт
при встрече со Всевышним - совесть совершенно вымотала кiллера, случайно убiвшего мальчика.

Впрочем, это моё вИдение и полотна Босха, и фильма "Залечь на дно
в Брюгге".
Спорьте - это приветствуется!

Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Город-сказка и фильм-реальность
Обычная ящерица на гениальной подделке
Добродетель и старче

Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал.

До новых встреч!

Ваша Белая Орхидея