Самый первый и важный принцип, после принципа упрощения («сделать из слона много мух»), это система интервальных повторений. Потому что мало просто написать слова на карточках, нужно еще что- то с ними сделать, грубо говоря, выучить. Мы говорили, что мы не будем зубрить, это вредно и неинтересно.
Зубрежка — самый неэффективный способ изучения иностранного языка: хуже всего если вы возьмете книгу, учебник или словарь и попытаетесь зазубрить текст в том виде, как он написан. Еще более-менее эффективный способ, но и он далек от идеального, — это как мы учим в основном: берем наши тетрадки, куда мы записываем слова; в них есть колонка слов с переводом на русский язык и зубрим эту колонку слов. Это один из наименее эффективных способов.
Конечно, совсем бесполезных и неэффективных способов не существует, как бы мы ни учили язык, мы все равно продвигаемся в его изучении, особенно если мы дети или школьники, студенты — достаточно просто регулярно возвращаться к повторению, и иметь более менее нормального преподавателя.
Помните, я обещал, что на этих страницах не будет теории?
Я вас обманул, так как все таки не удержусь, чтобы не привести здесь так называемую кривую Эббингауза. Герман Эббингауз еще в 19 веке составил кривую забывания, то есть, что остается в нашей памяти спустя определенное время.
Таким образом, мы видим, как наши знания буквально утекают как песок в песочных часах вместе со временем, если мы не повторяем материал.
Повторять пройденный материал лучше всего опираясь на так называемую систему интервальных повторений.
Итак, система интервальных повторений. Как мы учим эти карточки? Что важно? Нам важно взять этот материал и повторить его завтра.
Весь материал, который мы взяли сегодня, мы должны обязательно повторить на следующий день. Если вы занимаетесь на курсах, то у вас, как правило, есть два занятия в неделю, допустим это понедель- ник и четверг, и если в четверг вы прошли материал, вам дали домашнее задание, то среднестатистический нормальный слушатель возвращается к пройденному материалу в лучшем случае, в воскресенье вечером, а то и в понедельник перед занятием.
Что происходит с этим материалом у вас в голове? За все это время с четверга по понедельник на 70—90 % информация выветривается и забывается. Поэтому один из наиболее важных, обязательных принципов эффективного изучения любого иностранно языка — это повторение изученного материала на следующий день.
Это и есть система интервальных повторений в своем упрощенном виде, постепенно мы будем усложнять ее, но не сильно, ведь, как мы помним, один из наших основных принципов — это упрощение.
«Insanity: doing the same thing over and over again and expecting different results».
Albert Einstein
Глава следующая Активное припоминание