Жительница Павлова Марина Шрейнер принимает поздравления – три месяца назад она стала мамой во второй раз. А два года назад она подарила шанс на жизнь еще одному ребенку, правда, незнакомому - она стала донором костного мозга. Ее клетки подошли малышу с онкологией. Марина признается: от рака умер ее дедушка, и она очень хотела помочь в память о нем. Теперь в регистр доноров костного мозга вошла вся ее семья. Свою историю жительница Павлова рассказала порталу "Открытый Нижний".
Практически у каждого человека на нашей планете есть неродственный генетический близнец. Если произойдет беда, у кого-то обнаружат онкологию, именно этот человек сможет отдать свои клетки и спасти жизнь.
Поэтому во всех странах, в том числе в России создаются регистры, специальные базы данных о потенциальных донорах костного мозга. Чем больше добровольцев войдут в регистры, тем проще и быстрее будет найти генетического близнеца для тяжелобольного человека. Ежегодно в России около 1000 детей и 4000 взрослых нуждаются в пересадке костного мозга.
4 мл крови во спасение
Чтобы войти в регистр, достаточно сдать 4 мл крови на типирование. Марина Шрейнер стала добровольцем осенью 2017 года. Для нее этот поступок был осознанным – она хотела помогать.
«Моя младшая сестра Ирина – медработник. Когда у нас в Павлово проходила акция, мне позвонила Ира и предложила сходить, объяснила, что это важно. Сама она не могла – только стала мамой. И мы с коллегой в обеденный перерыв сдали кровь. Сестра - неравнодушный человек, активистка, заводила. Мы с ней не раз сдавали кровь, а вот про донорство костного мозга тогда я узнала впервые», - рассказывает Марина.
Павловчанка объясняет: она вступала в регистр не для галочки, чтобы просто значиться в базе данных. Она понимала – если кому-то понадобится пересадка костного мозга, она готова стать донором, отдать свои здоровые клетки.
«Зин, еще бы пожить!»
Через полгода после сдачи крови Марине позвонили из Национального медицинского исследовательского центра им. Алмазова в Санкт-Петербурге и сказали, что в помощи нуждается ребенок. Она сразу согласилась. В памяти всплывали воспоминания из детства – как соседка, с которой дружили, заболела раком, и как ее родители боролись за жизнь.
«Это страшно, когда на твоих глазах тяжело болеет и уходит знакомый человек. А когда это ребенок, просто невыносимо. Когда мне предложили стать донором, я уже сама стала мамой – как же я могла отказаться?!» - говорит Марина.
И есть еще одна причина такой готовности помогать. Это память о дедушке Николае Ивановиче – он заменил Марине, ее сестрам и брату отца, который рано умер. Когда она была маленькой, у дедушки диагностировали рак гортани, его прооперировали, всё прошло успешно. После этого он прожил 14 лет, внуков поднимал. И вдруг…
«Я помню, как мы с сестрой повезли его в больницу, когда случился рецидив. Как я ревела в коридоре, не могла сдержаться. Как его не взяли, и он так расстроился, до слез! Дедушка дома терял сознание, и мы возили его в больницу снова. Мечтал дожить до 80-ти. Уже не говорил, бабушке показывал: «Зин, еще бы пожить!». Его не стало в 78 лет. Это очень тяжело! Его нет с нами 10 лет, а я всё помню, как вчера. Жалею, что не застал моих мальчишек – точно бы вынянчил всех. Правнуков у него много. Он же вырастил нас четверых!», - поделилась наша героиня.
4 часа, и никаких осложнений
Донорство костного мозга до сих пор овеяно мифами. Когда Марина согласилась стать донором, она тоже услышала от знакомых несколько страшилок. Но в таком случае лучше доверять информации от врачей, чем непроверенным сведениям из Интернета и народной молве. Медики достаточно подробно всё рассказывают, консультируют.
На 10 дней павловчанка уехала в центр им. Алмазова в Питере. Ей организовали всё – и транспорт, и проживание, и питание. Перед процедурой сдавала анализы, врачи тщательно проверили состояние ее здоровья, а также кололи препараты, усиливающие выработку стволовых клеток крови. Дома остались муж с сыном - каждый день звонили, переживали, поддерживали.
«Признаюсь, я была настроена на операцию, когда под общим наркозом берут часть кости. Но мне сделали процедуру, схожую с переливанием крови, – 4 часа я сидела в кресле, у меня из одной руки брали кровь, прогоняли ее через аппарат, чтобы отделить клетки, и вливали обратно в другую руку. Врачи со мной были очень внимательны, я этих 4 часов и не заметила. И никаких осложнений после процедуры у меня не было, даже недомогания я не почувствовала. И мы с семьей сразу уехали в отпуск на море», - объясняет Марина Шрейнер.
Встреча с генетическим близнецом
О тех, кому доноры помогают, им самим известно очень немного. Когда Марину только пригласили в Петербург, ей сказали, что помощь нужна ребенку. И всё. Из подробностей – только вес, 36 кг. Через полгода она узнала, что пересадка костного мозга прошла успешно, с реципиентом всё в порядке. Через два года после процедуры донор может встретиться с человеком, которому он помог.
«Я теперь переживаю за этого ребенка, пусть и незнакомого. Пока. Я уже не посторонний человек! Я бы очень хотела увидеться и очень жду звонка! Я много читала о том, как меняется человек после пересадки, как похожи генетические близнецы. Я даже представляла, как полетимс семьей знакомиться, читала, как организуют встречи доноров и реципиентов. Но я пойму, если родители откажутся. Если операция прошла успешно, и болезнь позади, люди захотят перевернуть эту страшную страницу, забыть об этом, как о ночном кошмаре», - считает Марина Шрейнер.
Нужно обязательно вступать в регистр доноров костного мозга, уверена Марина, но относиться к этому стоит со всей серьезностью – если решил стать донором, нужно идти до конца, а не отказываться в последний момент.
«У нас такая большая страна, а доноров костного мозга так мало, по сравнению с другими государствами. Не будьте равнодушными! От страшной болезни никто не застрахован, и представьте, что ваш генетический близнец откажется. Конечно, много счастливых историй. Мне врачи рассказывали: сначала ребенку искали донора, а потом его папа, подойдя другому больному человеку, согласился, ни минуты не раздумывая. «Как я могу отказаться, если моего сына спасли?! Кстати, вся моя семья вступила в регистр, близкие ждут приглашения», - говорит наша героиня.
Потенциальным донором костного мозга может стать любой взрослый, не имеющий противопоказаний, в возрасте от 18 до 45 лет и весом более 50 кг. Сдать кровь на типирование можно в любом медицинском офисе «Инвитро» в Нижнем Новгороде, и вы в базе данных, которая может стать чьим-то шансом на спасение. Все подробности здесь https://rdkm.rusfond.ru/.
Текст: Наталья Халезова.
Фото из архива МариныШрейнер.