Излюбленным местом отдыха провинциального дворянина 19 века была загородная усадьба. После зимовки в городах и посадах помещики с семьями и прислугой отправлялись в деревню. Дачный сезон был довольно продолжительным - с мая и до наступления холодов. Глава семейства приступал к хозяйственным делам и неусыпному контролю над крестьянами, а подрастающее поколение развлекалось как могло. Казанская дворянка Ксения Боратынская (1878-1958) вспоминала это время с ностальгией: «Жизнь по летам в Шушарах соединена с самыми лучшими моими воспоминаниями детства и юности».
Чем же занимались дворяне на даче? Это долгие прогулки на природе, купание в речке, пикники, катание на лодке, поход за грибами и, конечно же, спортивные развлечения. Так, в поместьях состоятельных людей стали появляться корты для игры в теннис.
Еще одной барской забавой была псовая охота. Известно, что казанские охотники-любители создали собственное общество в 1868 году. И, что особенно любопытно, в числе участников этого клуба были и женщины. Однажды поздней осенью Боратынские со своими соседями устроили облаву на зайцев. Это была традиционная русская охота с гончими псами, приглашением зрителей. Гости (не только мужчины, но представительницы слабого пола) съехались накануне, а ранним утром все отправились в лес. «Фырканье лошадей, позвякиванье бубенцов, говор людей… действовало возбуждающе и захватывало предстоящим интересом». Место для охоты было выбрано заранее, оставили лошадей, послали загонщиков, которые «с улюлюканьем выгоняли зайцев на охотников».
Но загородное имение было не только местом выброса энергии. Для многих оно служило источником умиротворения, спокойствия и тишины, или, как сейчас сказали бы, местом силы. Вдали от городской суеты, балов и маскарадов, вдали от светского лоска и страстей слушать с наслаждением через распахнутые окна пение соловьев, лягушачьи концерты и писк грачат.
Если же помещик жил в деревне круглый год, то его дом становился сосредоточием культурной жизни. Вот как описывал Фукс усадьбу полковника Толстого в селе Мурзиха Лаишевского уезда: «Дом помещика стоит на возвышении; при нем есть прекрасный Английский сад с аллеями, статуями, гротами и фонтанами. Множество по аллеям тополей делает весьма приятный эффект при малейшем ветре. Здесь мы радушно приняты были хозяином… Вечером весьма приятно заняла нас капелла, состоящая из... 16 человек. Разыгрывались удачным образом увертюры из Фенеллы, Фрейшица, Нормы и т.п., и все это было заключено Русскою пляскою. При сем отличалась своею красотою и грациозностью одна Мордовка из деревни Березовки… »