Найти тему
Наталья Коваленко

Готовимся к ЕГЭ по литературе: теория. Литературные направления. Занятие 4. Реализм

"Базаров", иллюстрация Д. Боровского к роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"
"Базаров", иллюстрация Д. Боровского к роману И.С. Тургенева "Отцы и дети"

Реализм (от лат. realis – вещественный, действительный) – литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, направленные на художественное познание человека и мира.

Это направление сформировалось в русской литературе в 1830-1840-х годах и развивалось параллельно с романтизмом. Со второй половины 19 века и до его окончания реализм был ведущим направлением литературного процесса.

Реализм наследует романтический интерес к отдельному человеку, но не абсолютизирует личность и не рассматривает природу души как неизменную данность. Писатели – приверженцы реалистического метода интересуются человеком в его развитии, на которое, как они считают, оказывает непосредственное влияние социальная среда и обстоятельства жизни и воспитание.

Художественные принципы реализма:

- принцип правдивого отношения к жизни и изображаемой действительности,

- стремление к исторической достоверности, осмысление хода исторического развития общества,

- в осмыслении человека - психологизм, изображение в развитии, стремление понять мотивацию и причинно-следственные связи поступков,

- в изображении общества и мира: принцип народности, историзма, изображение жизни в её изменчивости и развитии, большое значение придается социально-бытовому аспекту,

- в самом познании природы творчества для писателей большое значение приобретает индивидуально-личностное начало.

Новые герои, отличные от романтического героя

Стремление реалистов типизировать явления действительности приводит к появлению типизированных героев:

- тип «маленького человека» (Самсон Вырин в повести А. С. Пушкина «Станционый смотритель», Акакий Акакиевич Башмачкин в «Шинели» Н.В. Гоголя, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского),

- «лишний человек» (Чацкий в «Горе от ума» А.С. Грибоедова, Евгений Онегин в одноименном романе А.С. Пушкина, Печорин в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова),

- «новый герой» - Базаров у И.С. Тургенева в «Отцах и детях», «новые люди» Н.Г. Чернышевского («Что делать?»),

- убедительные характеры (неплоские, объемные),

- типизация характеров (соединение типичного и индивидуального, неповторимо-личностного),

- прямая зависимость социальных, нравственных представлений героев от социальных условий.

В предыдущих публикациях мы обсудили другие литературные направления (классицизм, сентиментализм, романтизм).