Найти в Дзене
ActivityEdu

Жизнь понарошку. Почему поколение хоумлендеров убегает в интернет

Оглавление

На одной из сессий онлайн-конференции EdCrunch on Demand спикеры обсуждали понятие «поколение хоумлендеров». Кто они? Это те, кто родился в начале нулевых годов, то есть современные подростки: они на «ты» с компьютерными технологиями и фактически живут в Интернете, не выпуская гаджеты из рук. О том, какие трудности могут подстерегать их в будущем, рассказал Марк Сандомирский, психотерапевт, доктор психологических и кандидат медицинских наук.

Смартфон ближе родителей

– Многие современные подростки страдают от неудовлетворенности жизнью, – говорит Марк Сандомирский. – Иногда их называют не только хоумлендерами, но и «поколением ни-ни», то есть неприкаянных, тех, кого не привлекают ни учеба, ни будущая профессия, ни даже спорт, и кому все кажется скучным. Они разочарованы в жизни, и поэтому их прибежищем остаются цифровые чертоги виртуальной реальности и коллизии компьютерных игр.

Важнейшая проблема, связанная с развитием и использованием интернет-технологий и компьютерных игр, – это нарушение взаимодействия детей и родителей. Массово возникает новое психологическое расстройство – расстройство привязанности, свойственное поколению, которое не умеет... любить. Ни для кого не секрет, что сегодня ребенок больше привязан к своему мобильному телефону, чем к родителям. Это происходит потому, что взрослые зачастую заняты на работе и не уделяют детям достаточно внимания. Вот и выходит, что подросток ищет сопереживания и понимания у своего смартфона, который ему становится ближе, чем родные люди, и «всегда поймет». Именно смартфон и компьютер учат его жить и становятся для него примером в жизни.

Кроме того, современные дети и подростки, живущие в Интернете, страдают разнообразными психосоматическими расстройствами гораздо чаще, чем в докомпьютерную эпоху. Чем глубже они погружаются в виртуальную реальность, тем больше, перефразируя строки Осипа Мандельштама, «живут, под собою не чуя себя», в мечтах и фантазиях не собственных, а сконструированных искусственным интеллектом. Увы, в современной жизни не только дети, но и взрослые все чаще становятся «рабами» искусственного интеллекта.

В результате в нынешнюю эпоху гиперинформации дети все чаще страдают не только дефицитом внимания, но и недостатком воображения. Из-за подобной диссоциации они живут не совсем своей жизнью, поскольку недостаточно осознают свое состояние, начиная с телесного, и на этой почве у них появляется много проблем со здоровьем, как физических, так и психологических.

В последнее время стало модным говорить об эмоциональном интеллекте. Проблемы с ним возникают именно у людей, которые чересчур увлекаются искусственным интеллектом и не умеют пользоваться собственным телом, не могут поддерживать свое здоровье. Я уже не говорю о нарушении социализации, так как даже со сверстниками такие люди общаются через холодный искусственный интерфейс, через игру. Это не настоящая, а цифровая, игровая жизнь «понарошку».

Застряли в детстве

На конференции многие педагоги радовались тому, что сегодняшние дети оживленно интересуются спецификой различных взрослых профессий. Но на самом деле они представляют себе жизнь как игру, и эти представления достаточно незрелые. С вхождением интернет-технологий в нашу жизнь в обществе укоренилась инфантильность. И это проблема не только детская. Все больше инфантильных взрослых, «наследников» Питера Пэна, – мальчика, не желавшего взрослеть. Вот они и «застревают» в своем детстве, продолжают там жить. Даже понаблюдав за поведением некоторых участников конференции EdCrunch, я заметил яркие проявления инфантильности. Вполне образованные специалисты-стартаперы, занимающиеся разработкой технических решений, очень быстро говорят и пытаются быстро думать – налицо проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Но они себя не видят со стороны и не задумываются об этом. А ведь это проблема душевного здоровья.

Что касается интернет-зависимости нынешних подростков, о которой так часто поднимается вопрос среди моих коллег, психотерапевтов и психологов, то это обширное понятие со своими адаптивными сторонами. Так, люди, страдающие болезненными зависимостями (например, химическими), уйдя в Интернет и компьютерные игры, помогают себе избавиться от болезненных состояний, приспосабливаются к жизни, по сути разменивая одни зависимости на другие, хотя и более легкие.

Как же решить проблемы детей, которые чувствуют себя ненужными родителям и пытаются заменить их Интернетом и смартфоном? Я вижу выход в интеграции семьи, в объединении детей и родителей в какой-то общей деятельности. Пусть это будет совместный досуг, занятия спортом на свежем воздухе. Возможно, техническая осведомленность подростков станет для родителей образцом для подражания: дети будут показывать взрослым привлекательность Сети как части жизни, сочетая этот процесс с живым общением и «по-взрослому» беря ответственность на себя за «ликбез» для родителей. Однако важно, чтобы последние оставались авторитетом для детей, чтобы не увеличивался цифровой разрыв между поколениями, порождающий дополнительные психологические проблемы. Общность, в которой члены семьи вместе играют и учатся новому, – это залог душевного и психосоматического здоровья.

От троллинга и кибербуллинга к разумному компромиссу

Меня часто спрашивают, должны ли родители контролировать и дозировать пребывание детей в Сети, или лучше как-то договариваться? Я считаю, что необходим разумный компромисс. Ребенок все равно будет проводить в Сети все больше и больше времени, и важно, чтобы это не становилось источником конфликтов, чтобы не испарялось взаимопонимание. Поэтому хотя бы первые шаги в этом пространстве он должен пройти вместе с родителями. Ведь свои реальные первые шаги малыш делает, держась за руки папы и мамы. То же самое и в случае с Интернетом: если ребенка отпустить, это может привести к совершенно недопустимой ситуации, когда он при первой возможности, желая ускользнуть от контактов и отношений с родителями, педагогами или сверстниками, убегает в онлайн-пространство. И тем самым убегает от одиночества и от самого себя, из реальности – в виртуальность, в вечную игру и зависимость, по сути – в бесконечное детство.

Сегодня, во времена пандемии и угрозы карантина, дефицит живого общения еще больше влияет на наше телесное и эмоциональное здоровье. Человеку от природы необходимо живое общение. Ему надо не только наблюдать собеседника через видеокамеру, а еще и чувствовать его близость. Ведь в этом случае возникает особая общность – назовем ее человеческим интерперсональным «виртуальным мозгом», когда наши нейроны считывают информацию о собеседнике. Совместное общение взрослого и ребенка, пусть даже в игре, должно давать радость и создавать состояние удовлетворенности. А что на самом деле? В Сети частенько подстерегают подводные камни в виде троллинга, кибербуллинга, родительского газлайтинга и связанные с этим проблемы и конфликты. А как обрывать нежелательное общение, обезопасить себя от возможных рисков, юные пользователи еще не знают. Да, они научились пользоваться компьютером, но беспомощны перед тем, что их самих эмоционально используют другие.

И это еще одна причина, почему первые шаги в виртуальном пространстве надо делать вместе с родителями. Распространено мнение о детях как о «цифровых аборигенах»: дескать, они лучше взрослых ориентируются в Интернете. Я думаю, что дети могут лучше разбираться в технической его стороне, но у них нет жизненного опыта, они хуже разбираются или вовсе не разбираются в эмоциональной стороне интернет-коммуникации, от чего зачастую страдают. Значимые взрослые должны объяснить ребенку, как защитить себя в Сети, преподать этику общения. Малыш постигает элементарные навыки путем проб и ошибок: обжигая пальцы, он усваивает на всю жизнь, что нельзя трогать огонь. Точно так же он набивает эмоциональные шишки и учится правильно себя вести в ситуации словесной агрессии, чтобы не попасться в сети тролля. Тепличная социальная интернет-среда сама по себе не сможет его защитить. Надо формировать у него эмоциональную компетентность и зрелость, а это возникает, когда родители передают ему опыт общения через живые эмоции.

Важно разговаривать с подростком, а не просто ругаться и запрещать. И еще осваивать те игры, в которые он играет, – даже если не хочется, даже если взрослым эти странные герои и однообразные действия неинтересны. Нам и нашим детям надо выходить из сетевых «отдельных квартир» навстречу друг другу и учиться жить вместе. А борьба с технологиями и попытки переложить ответственность с себя на социальные сети будут равносильны войне с виртуальными ветряными мельницами. Лишь когда родители становятся для своих детей примером, можно говорить о совместном взрослении, и в этом случае компьютер или смартфон не будет «третьим лишним» в их отношениях друг с другом.

Источник фото: youtube.com

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.