Найти тему
ActivityEdu

Как увлечь дошкольника математикой

Оглавление

Марина Пашкевич – ведущий методист дошкольного образования ООО «Твои образовательные решения», автор-разработчик учебно-методического комплекса «Уля. Элементарная математика». В своем выступлении на X Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» ЕССЕ она рассказала, какие инструменты помогут воспитателю увлечь дошкольника изучением цифр, решением примеров и даже научат азам программирования.

Учиться, играя

– Занятия математикой способствуют творческому и эмоциональному развитию дошкольника, формируют логическое мышление и связную речь, – рассказывает Марина Пашекевич. – При этом стоит помнить, что детям осваивать материал в игровой форме гораздо легче. Поэтому необходимо сделать занятие веселым – лучше всего, если ребенок даже не будет до конца осознавать, что это обучение. Чтобы помочь развить математические представления и навыки через игру и общение, мы разработали учебно-методический комплекс «Уля. Элементарная математика».

-2

Комплекс предназначен для занятий с детьми 4–7 лет и пригодится педагогам дошкольных образовательных учреждений и центров дополнительного образования. «Уля» может дополнять образовательные программы и легко комбинируется с другими методическими пособиями.

Дружелюбный персонаж – пчелка по имени Уля – познакомит ребят с цифрами, сформирует первоначальное владение порядковым счетом, объяснит соотношение части и целого, понятия «половина», «треть», «четверть», «больше», «меньше». Изучая математические операции, детям не нужно заучивать понятия. Необходимо приобретать опыт, который разовьет нужные компетенции.

Современные педагоги считают, что обучение должно быть сбалансированным: следует уделять внимание не только академическим знаниям, но и социально-эмоциональному обучению. Методический комплекс разработан с учетом психологических особенностей дошкольников. Его содержание поможет раскрыть творческий и эмоциональный потенциал детей, разовьет математические способности и научит понятно выражать свои мысли.

В помощь воспитателю

Разрабатывая учебно-методический комплекс, мы хотели обеспечить воспитателю понятную структуру занятий для разных групп детей и при этом не диктовать, что именно должно происходить в группе. Нам было важно подобрать такие материалы и пособия, которые помогут педагогу эффективно обучать ребят, увлекут простотой решений и сэкономят время.

В комплект пособия входят отвечающие требованиям ФГОС готовые сценарии занятий, которые представляют собой шаблоны с вопросами, играми и даже вариантами динамических пауз. Кроме того, педагог может разнообразить сценарии собственными наработками и отказаться от любого фрагмента нашего шаблона. Очень важно, чтобы учебно-методические комплексы давали воспитателям свободу творчества.

В качестве альтернативы рабочим тетрадям мы предлагаем рабочие карточки. С их помощью можно ввести ребят в новую тему или отработать проблемный момент. Они удобны для занятий в группе: ими можно меняться, выдавать на дом, разложить на столике в «математическом уголке», использовать в качестве разминки или яркой зацепки в начале занятия. Можно решать задания из карточек на скорость – соревновательный аспект легко увлечет дошкольника.

Занятия с карточками могут помочь в диагностике и ведении отчетности. После выполнения ребенком каждого задания педагог может оставить комментарии и отметить, в каких темах у ребенка есть пробелы. Трехуровневый подход к проверке заданий и специально предусмотренная таблица результатов упрощают отчетность. При желании воспитатель может составить портфолио ребенка, опираясь на результаты работы с карточками.

Решаем актуальные проблемы

Пособия рассчитаны на группу детей из 25 человек. В комплект входят карточки, объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров, счетный материал, конструктор, настольный театр, игровые математические поля и даже программируемые мини-роботы в виде пчелы. Все инструменты пособия помогут решить распространенные проблемы изучения математики в детском саду.

-3

Воспитатели хорошо знают, как детям бывает трудно научиться пользоваться часами и определять время, глядя на циферблат. Для комплекса «Уля» мы разработали дидактическую игру с карточками. Чтобы ребенок закрепил узнавание цифр и правильно двигал рукой при их написании, в комплект добавили циферблат в виде дороги для маленьких машинок.

Ребята подчас с трудом соотносят обозначение цифры с количеством предметов и словом. Чтобы справиться с этой проблемой, мы добавили в комплект большие и яркие демонстрационные карточки с цифрами от 0 до 10, внутри которых изображено соответствующее количество точек и предметов. Карточки можно вывешивать на доске во время изучения той или иной цифры, ими можно украшать группу, использовать в качестве декораций для математического праздника или как объект вдохновения: спросить, на что похожа та или иная цифра, и попросить детей нарисовать свой вариант.

При большом количестве наглядных игровых пособий ребенку легче погрузиться в мир цифр и вникнуть в суть вычислительных процессов. Яркие плакаты с изображениями геометрических фигур, цифр, числовой линии, состава числа также делают мир математики более зримым и конкретным.

Сначала детей учат считать, глядя на руки, затем в ход идут предметы, точки, и только потом мы переходим к цифрам. В процессе перехода детям поможет конструктор Morphun «3D-математика», с помощью которого можно создавать математические лесенки, решать примеры и составлять задачи. Детали конструктора можно комбинировать с персонажами настольного театра. Когда герой шагает по числовой лесенке, очень легко понять, что такое «на один этаж выше», «на одну ступеньку ниже», и ответить на вопрос, кто живет на 9-м этаже.

-4

Программируемый робот Bee-Bot познакомит дошкольников с миром робототехники, поможет понять, что такое алгоритмы, научит отлаживать простые программы, изображать последовательность действий в виде схем. Игры с роботом происходят на тематических ковриках, которые связаны с математическими понятиями.

-5

Занятия с материалами учебно-методического комплекса «Уля. Элементарная математика» также помогут улучшить взаимодействие между детьми в группе. Система занятий, облаченная в игру, позволяет ребенку последовательно улучшать математические способности, логику и память.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.