Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»
Триумф «страны фараонов»
Победа над Эламом в 653 г. до н.э. стала огромным достижением ассирийской империи, но оно было в некоторой степени нивелировано поражением Ассирии в войне с Египтом. Или, если быть совсем точным в формулировках, в войне за власть над Египтом. Примерно, одновременно с окончанием «эламской войны», новый египетский фараон Псамметих полностью освободил свою страну от власти ассирийских царей и направил свои силы на распространение египетского владычества в Азии. В 654 г. до н.э. египтяне начинают долгую осаду филистимлянского города Ашдод, в то время принадлежавшего Ассирии. Таким образом, продолжавшаяся девятнадцать лет война (674 - 655 г. до н.э.) между Египтом и Ассирией закончилась победой Египта. Появление египтян в Восточном Средиземноморье не могло остаться незамеченным, финикийские города и Иудея вновь пришли в волнение и готовились выступить против Ассирии. Продолжалось противостояние Ассирии и вновь созданного государства Мидия, которое после разгрома Элама и Манны, осталось единственным противником империи на востоке. Такой была политическая ситуация на Ближнем Востоке в середине VII в. до н.э.
«…Я назначил Шамаш-шум-укина на царствование в Вавилоне, изготовил и дал ему все положенное для украшения царского сана, собрал и вручил ему солдат, коней, колесницы, умножил города, поля, сады, людей, обитавших в них, и более чем повелел отец, мой родитель, дал ему…» - так впоследствии будет написано в анналах Ашшурбанапала. И ведь действительно, его единокровный брат получил от него все это и трон Вавилонии в придачу, так чем же он был недоволен? В истории семейного разлада и зарождающейся вражды между Шамаш-шум-укином и Ашшурбанапалом я попробовал разобраться в статье Дела семейные, а сейчас только напомню, что после войны с Эламом отношения между братьями обострились и приблизились к роковой черте.
Шамаш-шум-укин, руководимый оскорбленным самолюбием, эту черту с легкостью пересек. Раньше он поддерживал общение со своими сторонниками в Ассирии, но был осторожен и в нескольких, перехваченных секретной службой Ашшурбанапала, письмах ничего крамольного не содержалось. Теперь же правитель Вавилона вступает в переписку с Эламом, некоторых высокопоставленных аристократов которого, он имел возможность хорошо узнать во время недавней войны. Она, как и любое другое противостояние государств, состояла не только из кровавой мясорубки сражений, но и из множества переговоров, дипломатических сношений и вороха различных интриг.
Естественными союзниками Шамаш-шум-укина в борьбе против ассирийской империи должны были стать расположенные в южной части Вавилонии халдейские и арамейские княжества. Они и раньше любви к Ассирии не испытывали и устраивали «бучу» при малейшей возможности, а уж после недавнего погрома, устроенного вояками Ашшурбанипала тем более были готовы к участию в очередной заварушке. Не без помощи Элама удалось установить связь с княжествами западного Ирана и Мидией, те готовы были дружить с кем угодно, лишь бы против Ассирии. Большой удачей вавилонского правителя стало сначала знакомство, а затем и союз с арабскими княжествами Арибу, Кидри и Набайатэ. Вроде бы даже с финикийцами, египтянами, иудеями и лидийцами Шамаш-шум-укин состоял в переписке и договаривался о совместной дружбе против Ассирии, но эти страны были расположены слишком далеко от «эпицентра событий» и какой-либо роли в восстании не сыграли.
На первый взгляд, вокруг Шамаш-шум-укина сложилась мощная международная коалиция, окружающая Ассирию со всех сторон и готовая совместно нанести империи смертельный удар. На практике же все происходило как в некогда модной поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Государства-члены коалиции не были связаны между собой ничем кроме ненависти к Ассирии. Ни о каком централизованном общем руководстве даже речи идти не могло. Наиболее серьезные члены союза – фараон Псамметих и царь Мидии Каштарити (Фраорт) решали свои проблемы и ни с кем координировать свои действия не собирались. Финикия, Иудея и Лидия тяготели к Египту, но мало сотрудничали между собой. Княжества будущего Ирана возлагали свои надежды в основном на Мидию. Элам еще не пришел в себя после поражения в 653 г. до н.э. и выжидал, халдеи в бой тоже не спешили.
Однако медлить слишком долго было смертельно опасно. Сохранить в полной тайне заговор подобного масштаба практически нереально, слишком много совсем разных людей были задействованы в нем, поэтому его разоблачение было только вопросом времени. Шамаш-шум-укин догадывался об этом и нервничал все больше. И он был абсолютно прав, в архиве Ашшурбанипала археологи обнаружили тщательно сохраненные донесения ассирийских агентов, сообщающих о подозрительных контактах повелителя Вавилона, который с первого и до последнего дня своего правления находился «под колпаком» ассирийских спецслужб.
Еще во время войны с Эламом в ночь на 19 июня 653 г. до н.э. произошло лунное затмение, которое Шамаш-шум-укин счел дурным предзнаменованием для себя. Он обратился за толкованием небесного знамения к жрецам, и прорицатели предсказали ему несчастье. Сохранившийся текст обращения вавилонского царя к богине Анунит выдает его сильнейшее душевное смятение: «О, Анунит, предстательствуй за меня пред моим богом, чтобы он отвратил свои судьбы, предназначенные за грехи и позор страны. Да отомстит он и спасет мою землю … Зловещим знамением и предзнаменованием беды, павшими на мой дворец и страну, наполняющими меня ужасом, я потрясен, я напуган. Горе мне и моей стране, горе трону, горе короне, горе жрецам, горе жертвам …».
Именно в таком «сумрачном» состоянии души Шамаш-шум-укин бросился в пучину заговора и даже достиг на этом пути определенных успехов, о чем было сказано выше. Но «мятущаяся душа» очень плохой советчик при принятии серьезных решений. Впрочем, ничего хорошего для себя Шамаш-шум-укин не видел в будущем при любом выборе. Даже останься он покорным вассалом своего брата и Ассирии, его жизнь постоянно была бы в опасности. Быть ближайшим родственником царя – не слишком полезно для здоровья, особенно когда царь знает, что есть вельможи, готовые поменять одного царствующего брата на другого. Наверное размышления на эту невеселую тему, понимание того, что еще чуть-чуть и заговор откроется и тогда пощады не будет, да и накопившиеся подлинные и мнимые обиды, все это вместе привело к тому, что царь Вавилона Шамаш-шум-укин дал себя уговорить на открытое выступление против Ассирии.
Весной 652 г. до н. э. в Ниневию отправилось посольство Вавилона для воздаяния почестей Ашшурбанапалу по какому-то, неизвестному мне, поводу. По «чистой случайности», в состав посольства были включены все предводители «партии мира с Ассирией». Через некоторое время после их отъезда и началось восстание или точнее мятеж, потому что инициатива неповиновения империи в данном случае исходила «сверху». Идея мятежа целиком и полностью принадлежала Шамаш-шум-укину и его окружению, остальные жители Вавилона были «не в курсе» и поэтому к «восставшим аристократам» примкнули далеко не сразу. Ассирийцев в городе не любили, разного рода случаи «выражения народного недовольства» происходили регулярно, убийство отдельных ассирийских чиновников и солдат тоже, что греха таить, случались. Но начинать полноценную войну против могущественной империи?! В Вавилоне хорошо помнили, чем это заканчивается, так что народ пребывал в задумчивости.
Шамаш-шум-укин, изо всех своих сил, пытался убедить жителей великого города занять его сторону в надвигающемся противостоянии, в противном случае его мятеж закончился бы толком и не начавшись. Ашшурбанапал, со своей стороны, пытался удержать город от полноценного восстания, мятеж кучки аристократов можно было бы «прихлопнуть» силами ассирийского гарнизона, а к полноценной войне с Вавилонией повелитель Ассирии был не готов. Киммерийские набеги на северо-западе, бряцающая оружием Мидия на востоке, бунтующие финикийские города, враждебный Египет … нет у ассирийского царя сейчас свободных войск. Поэтому вначале июня 652 г. до н.э. в Вавилон возвращается Шамаш-балатсу-икби – один из вавилонян, поехавших с посольством к Ашшурбанапалу, теперь он везет жителям города послание от ассирийского царя.
Ашшурбанапал увещевает жителей не связываться с заговорщиками, напоминает о полученных от Ассирии привилегиях и своих благодеяниях, рассказывает об их братстве с народом Ассирии, и слегка запугивает, конечно, куда же без этого. Разумеется, одновременно посланцы ассирийского царя общаются с элитой Вавилона, пытаются перетянуть аристократов, военных и торговцев на свою сторону. Жители Вавилона спорили между собой все лето и осень 652 г. до н.э. в хоромах аристократов, в кабаках, на рынках и в народных собраниях. В конце концов, ненависть к ассирийцам все-таки перевесила остальные доводы, и вавилоняне решили поддержать бунт своего царя. Но свою главную задачу посольство Ашшурбанапала все-таки выполнило – оно заставило вавилонян потратить несколько месяцев на пустопорожнюю болтовню и выиграло время для Ассирии.
Одновременно с Вавилоном восстание против Ассирии подняли еще несколько крупных городов Вавилонии: Сиппар - купный торговый центр, находившийся на восточном берегу реки Евфрат в северной части Нижней Месопотамии, Барсиппа - «Второй Вавилон», крупный город Нижней Месопотамии, важный религиозный центр, находившийся в 20 км юго-западнее Вавилона, Ниппур- некогда бывший священным городом и религиозным центром Шумера в Южной Месопотамии и отчасти сохранивший свое сакральное значение в Вавилонии. Добровольное присоединение к мятежу этих важных центров Междуречья стало большим успехом Шамаш-шум-укина и его соратников, но вот то, что остальные города Вавилонии не проявили энтузиазма в «борьбе за свободу» и пока сохраняли лояльность по отношению к Ассирии, говорило о плохой подготовке восстания. Вавилонские города Кута и Урук ответили отказом на прямое предложение поддержать Шамаш-шум-укина, уклонились от участия в восстании и крупнейшие халдейские княжества Средней Вавилонии — Бит-Амуккани и Бит-Даккури.
Ожидаемо не приняли никакого участия в действиях восставших Египет, Лидия, Мидия и княжества Загроса, они и без того находились в состоянии войны с Ассирией и были заняты своими текущими проблемами. Большим разочарованием для Шамаш-шум-укина стала пассивная позиция Элама и халдеев Приморья. Фактически, вместо войны против Ассирии в составе мощной международной коалиции, Шамаш-шум-укин остался с одним Вавилоном и еще несколькими городами, даже большинство его подданных пока предпочло остаться в стороне. Из союзников ему на помощь пришли только арабские княжества.
Первым вступило в борьбу Ариби, его царь – Уайатэ отказался выплачивать дань Ассирии и начал регулярные набеги на южно-палестинские и южно-ассирийские области, тем самым не позволяя ассирийцам перебросить размещенные там войска в Вавилонию. К восстанию присоединился и правитель княжества Кидри Аммулади, начавший войну с верными Ашшурбанапалу сирийскими княжествами. Вступил в войну и царь набатеев Натну, но подробности его участия не ясны. Арабское войско под общим командованием братьев Абийатэ и Айаму было отправлено на помощь Вавилону.
Несмотря на то, что восстание шло совсем не так гладко как это планировалось, Шамаш-шум-укин не утратил решимости. Вавилонские воины по его приказу захватили город Кута и смогли полностью очистить от ассирийских гарнизонов всю Северную Вавилонию. Теперь в руках восставших находилась достаточно обширная и богатая область, что давало им некоторую «свободу для маневра» и служило доказательством успеха восстания для сомневающихся. В Элам отправился один из руководителей восстания - Набу-ката-цабату из халдейского княжества Бит-Синмагир. Он должен был на любых условиях договориться с эламитами о совместной войне против Ассирии. Отправились эмиссары Шамаш-шум-укина и в Приморье для продолжения переговоров с халдеями. Восстание начинало разрастаться и набирать размах, но главное испытание для Вавилонии было впереди, ассирийская армия готовилась «навести порядок» в мятежной стране.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
Сборник "История Востока" т. 1 "Восток в древности"
«Древняя Ассирия» Мочалов М.Ю.
"История Мидии" И.М. Дьяконов
«Вавилон легендарный и Вавилон исторический» В. А. Белявский
Другие статьи из серии "Новоассирийское царство":
Страна истинных арийцев
Геноцид как способ ведения войны
Продвижение «ассирийских ценностей» на восток
Знакомство мидян с цивилизацией
Легенда Востока – царица Семирамида
Лекарство от поражения – смена династии
Создание империи – работа грязная
Киммерийцы – разрушители равновесия
Чисто ассирийское убийство и строительство «вавилонской башни»
Триумф «страны фараонов»