Как любителю почитать рассказы о старых городах и их истории, мне иногда хочется использовать знаменитый мем из мультфильма "История игрушек" и сказать:
Старообрядцы! Старообрядцы повсюду!
Ну, просто действительно забавно, насколько "наследили" в истории России представители "старой веры", которые, напомню, несколько столетий были, по сути, вне закона и часто активно преследовались официальной церковью и государственной властью. К XIX веку участие невероятно трудолюбивых раскольников в повседневной жизни государства окончательно стало секретом полишинеля - несмотря на то, что официально открывать собственные храмы они по прежнему не могли, значительная часть самых богатых торговцев и промышленников России принадлежала к раскольникам.
В 1905-1906 грянула Первая русская революция, основательно (пусть и на короткое время) припугнувшая и царя, и правительство. Власть бросилась налаживать отношения с обществом, идя на невиданные доселе уступки. Еще в середине XIX века, Павел Мельников утверждал, что старообрядцы - это естественные союзники и опора государства, и их ни в коем случае нельзя отталкивать от себя. Тогда его не услышали, в результате новые поколения ведущих раскольничьих торговых и промышленных династий все больше симпатизировали революционерам, зачастую поддерживая их финансово: кто-то от всей души, кто-то - видя в бунтарях идеальный инструмент для давления на правительство. Я немного рассказывал об этом в своем подкасте:
Под влиянием ряда реалистов в ближайшем окружении, Николай II решил примириться со старообрядцами (правда, было уже поздно, но в тот момент об этом никто еще не знал). В апреле 1905 года вышел высочайший указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменяющий преследование раскольников и разрешающий распечатать ранее закрытые храмы и молитвенные дома. Впоследствии, этот документ проложил дорогу к тому, чтобы старообрядцы получили возможность строить себе новые церкви.
Именно поэтому начиная с 1907 года в Москве появилось сразу несколько старообрядческих храмов, некоторые из которых удалось сохранить до наших дней полностью (например в Малом Гавриковом переулке, я рассказывал о ней в прошлом году) или частично (восстанавливаемая церковь в Токмаковом переулке).
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Остоженке, расположенный в Турчаниновом переулке за особняком Службы внешней разведки России (тоже красивое и интересное здание, кстати), относится к числу полностью восстановленных.
Как и многие другие церкви того периода, строился он на стыке старых традиций и новых веяний на деньги старообрядцев-меценатов, в частности клана Рябушинских. В результате, Покровский храм в Турчаниновом переулке сочетает в себе как следы древнего новгородского и псковского зодчества, так и элементы стиля модерн. Учитывая, что в архитектуре я профан, малодушно прибегну к цитате, для описания уникальности этого здания:
Закладка храма состоялась 12 августа 1907 года. Храм был построен по проекту В.М. Маята . В основу проекта Покровского храма Остоженской общины архитекторами положена композиция новгородской церкви Спаса в Нередицах. Перекрещивающиеся арки сделали возможным в строительстве отказаться от внутренних столбов. В результате такого архитектурного решения свободный, величественный вид приобрела внутренняя часть помещения храма, которая с восточной стороны завершается тремя апсидами алтаря, а с западной - притвором. Храм одноглавый, глава в форме луковицы, со звонницей, расположенной со стороны входа. Вход на звонницу по узкой каменной лестнице. С левой стороны храма небольшой боковой придел во имя святителя Николая Чудотворца, соединенный с церковью открытой аркой. Входная арка низкая, приземистая. Рядом со звонницей над притвором небольшие хоры, на которые ведет витая лестница. В храме, притворе и приделе вмещается до 300 человек. В храме была также сделана роспись и сооружен иконостас, состощий из старинных икон, включая редкие образа XV века. До наших дней ни росписи, ни иконы не сохранились. 17 августа 1908 года состоялось поднятие креста и колоколов на колокольню. Самый большой колокол весил около 98 пудов и был пожертвован членом общины Н.О. Сушкиным в вечную память об упокоении своего брата.
Просуществовал храм недолго. Уже спустя 10 лет грянула очередная революция, ну и все прекрасно знают, что ждало после неё церкви, причем не важно, относились ли они к "мейнстримному православию" или старообрядчеству. В 1922 из Покровского храма изъяли все ценности, однако оставили его за общиной.
Окончательно закрытие произошло еще 10 лет спустя, в 1932 году. Иконы отправили в Третьяковку, а здание передали "для культурных целей". Уголок, где она стоит, оказался довольно глухим, и для культурных целей не годился, поэтому лишь в 1966 здание приспособили для нужд ВНИИ "Биотехника". Естественно, уничтожив все интерьеры и большую часть внешних церковных архитектурных элементов.
В 1990-х здание вернули Русской православной старообрядческой церкви, после чего начался долгий процесс его реставрации. К счастью, сохранилась часть проектных документов, а также фотографии и рисунки самого храма и его иконостаса, благодаря которым удалось вернуть церкви первоначальный облик. Правда, пришлось помучиться с названием: "По причине большого числа Покровских храмов в старообрядчестве этот храм был переосвящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери." Таким образом, древлеправославная община вернула себе церковь, а простые москвичи получили очередное доказательство, насколько интересные вещи скрывают тихие переулки старого города.