Найти тему

Как научить читать, понимать и запоминать тексты правил и определений.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Мы будем работать следующим образом. Сначала будем анализировать задание, которое требует этих умений, потом из задания выясним. что же надо уметь.

Задание. Учимся читать текст определения изучающим чтением. находить признаки понятия, составлять план текста.

1. Ребенку предлагается прочитать текст изучающим чтением. Для этого (буквами Н и П определяются повышенные уровни)) определите, сколько в нем смысловых частей и объясните почему; ) запишите вопрос к каждой части текста.

Здесь в задании уже предложено как бы два ведущих приема обучающего чтения.

1. Нужно определить сколько смысловых частей в тексте, т.е. сколько единиц информации нужно осмыслить и запомнить. Это нужно сразу запомнить, чтобы определять, чтобы в сознании всегда это фиксировалось. В данном случае мы говорим детям о том, чтобы количество смысловых частей текста тем и правил это как правило количество абзацев. Потому что каждая смысловая часть текста идет всегда с абзаца. Поэтому достаточно, даже не читая текст, посмотреть на количество частей, и ребенок сразу определил что тут, например, в тексте 4 смысловые части. И запишите вопрос к каждой части. Мы просим ребенка не ответить на вопрос, а сформулировать вопрос к каждой части текста. Перед нами следующий текст:

Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и (или) употреблением в речи. Думать мыслить. Радость. ликование.

Слово "синоним" происходит от греческого "synonymos" - одноименный.

Синонимов в одном ряду может быть два,три и больше. Идти.шагать, плестись. Синонимы очень нужны в речи: они помогают точнее выразить мысль, избежать повторения одного и того же слова.

Это задание имеет вторую часть. Предлагается заполнить таблицу и указать все признаки слов - синонимов. (Н) - указано три признака. (П) - указаны все признаки. В каком абзаце текста перечислены эти признаки? Эти признаки перечислены в первом абзаце текста, а второй, третий, четвертый абзацы содержат дополнительную информацию о синонимах. Это все надо осмыслить, зафиксировать.

Как нужно выполнить это задание? Ребенок должен сказать вам, что в этом тексте 4 смысловые части, потому что в нем 4 абзаца.

Вопросы к смысловым частям текста:

1) Какие слова называются синонимами? (Что такое синонимы?)

2) Откуда происходит слово "синоним"?

3) Сколько синонимов может быть в одном ряду?

4) Для чего нужны синонимы?

Сама формулировка вопросов может быть различной, но ответ на этот вопрос все равно может быть только один. На самом деле очень полезно показать детям, что формулировки вопросов могут быть различными, но ответ на него все равно будет тот, который нужен. И тут есть такая хитрость - в процессе формулирования этих вопросов, их обдумывания происходит как раз понимание текста. Потому что человек лучше понимает то, о чем спрашивает. А не когда он отвечает на готовый вопрос

По сути у нас получился план текста.

Признаки слов - синонимов перечислены в первом абзаце.

Признаки слов - синонимов:

1. Слова одной и той же части речи.

2. Обозначают одно и то же.

3. Отличаются оттенками лексического значения

4. Отличаются употреблением в речи.

Это алгоритм, который мной разработан уже давно. И он совершенно универсальный.

Как читать тексты правил и определений изучающим чтением (алгоритм).

1. Определяем по количеству абзацев, сколько в тексте смысловых частей.

2. Задаем вопросы к смысловым частям текста.

3. Записываем вопросы и получаем план текста.

4. Пересказываем текст в парах с опорой на план и ключевые слова (они, как правило, выделены в тексте).

5. Передаем содержание текста в другой формат (таблица, схема, опорный конспект).

Читаем текст пунктуационного правила изучающим чтением.

Обращение - смысловой отрезок, который на письме выделяется знаками препинания. (Что такое обращение? Как оформляется на письме смысловой отрезок - обращение?)

Обращение в начале, середине и в конце предложения выделяется запятыми. (Когда? ( в каких случаях?) обращение выделяется запятыми? Как выделяется обращение в начале, в середине и в конце предложения?)

Если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством, то после него ставится восклицательный знак. (Какой знак ставится, если обращение стоит в начале предложения и произносится с особым чувством? Когда (в каком случае) после обращения ставится восклицательный знак?)

План из схем

1. Обращение - это ...

2. (О,...). (...,О,...). (...,О).

3. (О!...).

Е.В.Бунеева, доктор педагогических наук, автор учебников.