В каком она состоянии сегодня
В Крыму, недалеко от Коктебеля, для любителей истории авиации есть знаковое место – гора Клементьева. Это место «намолено» авиаторами, которые более ста лет назад начали осваивать небо на планерах простейших конструкций.
Многие за любовь к небу заплатили самую высокую цену – жизнь. Именем одного из них, Перта Клементьева, названа эта гора. Ранее она носила название Узун-Сырт, что переводится с тюркского как «длинная спина» или «длинный хребет».
Это место является колыбелью советской авиации. На этой горе испытывали свои планеры Антонов О.К., Ильюшин С.В., Королёв С.П., Яковлев А.С. Авиация начиналась с планеризма. На планерах прорабатывались первые формы самолётов, которые сегодня стали обычными. На планерах проверялись новые схемы и конструкции для будущей большой авиации.
В 80-х годах проводилась реконструкция всей инфраструктуры, ремонтные работы, строительство новых ангаров. Но она не была доведена до конца. После развала СССР новому государству – Украине – до истории советской авиации не было никакого дела. Бюджеты выделялись скудные, их ни на что не хватало.
Короткое видео о горе Клементьева и Коктебеле (в Full HD качестве):
Всё держалось только на энтузиастах. Они пытались сохранять, поддерживать, зарабатывать, катая туристов и отдыхающих на изрядно потрёпанной технике.
Более того в 2010 году местные власти решили распродать земли северного склона «летной горы» в частную собственность. Если бы это произошло, то полёты в этом районе пришлось бы прекратить в принципе для любых летательных средств, включая парапланы и дельтапланы.
Энтузиастам удалось отстоять земли горы от распродажи и застройки. Когда Крым вернулся в Россию, эта местность приобрела статус заповедника. В этом году закончена реконструкция дороги на гору Клементьева. Положили гравийную подложку под новый многослойный асфальт, а вдоль обочины разместили бетонные ливневые стоки для отвода воды. Такого ремонта эта дорога не видела более трёх десятков лет.
Самую большую печаль от украинского наследия вызывает полуразрушенный ангар с останками самолётов Ан-2. Это не просто разграбление и вандализм, это полное безразличие, отсутствие ответственности и наплевательское отношение к истории этого легендарного места.
Обидно за самолёт-легенду великого конструктора Олега Константиновича Антонова, который попал в книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, выпускающийся более 70 лет. Мне вдвойне обидно, т.к. именно с этого самолёта я сделал свои первые пять прыжков с парашютом.
Лично для меня гора Клементьева и Коктебель не абстрактные географические объекты. Я многократно приезжал сюда. Меня катали на Як-52 с полным набором фигур высшего пилотажа. Я прыгал с парашютом с тягача планеров – самолёта «Вильга». Сделал первые свои два прыжка с приводнением в Чёрное море. Также прыгал с мотодельтаплана.
Там меня впервые прокатили на планере с элементами высшего пилотажа. Незабываемые впечатления летать в полной тишине, только лёгкое посвистывание воздуха, обтекающего плоскости и кабину, нарушает эту тишину.
Обо всём этом и других исторических событиях этого уникального места я расскажу подробнее в последующих публикациях. Подписывайтесь и следите за выходом новых статей и видео.
Читайте другие публикации канала на близкую тему:
«Что для МиГ-15 лучше: Ржаветь на памятнике в Заполярье или в Норвегии быть ухоженным и, возможно, даже летать» 👍,
«Самолёты СССР на памятниках: МиГ-15УТИ (село Слоут, Украина). Жалкое зрелище такого редкого самолёта» 👍.