Найти тему

Посетил колыбель советской авиации (гора Клементьева), где испытывали свои первые планеры Ильюшин, Антонов, Яковлев и Королёв

В каком она состоянии сегодня

В Крыму, недалеко от Коктебеля, для любителей истории авиации есть знаковое место – гора Клементьева. Это место «намолено» авиаторами, которые более ста лет назад начали осваивать небо на планерах простейших конструкций.

Многие за любовь к небу заплатили самую высокую цену – жизнь. Именем одного из них, Перта Клементьева, названа эта гора. Ранее она носила название Узун-Сырт, что переводится с тюркского как «длинная спина» или «длинный хребет».

Подписывайтесь на канал! Так вы поддержите его и не пропустите новые статьи! Комментарии приветствуются!
Подписывайтесь на канал! Так вы поддержите его и не пропустите новые статьи! Комментарии приветствуются!

Это место является колыбелью советской авиации. На этой горе испытывали свои планеры Антонов О.К., Ильюшин С.В., Королёв С.П., Яковлев А.С. Авиация начиналась с планеризма. На планерах прорабатывались первые формы самолётов, которые сегодня стали обычными. На планерах проверялись новые схемы и конструкции для будущей большой авиации.

В 80-х годах проводилась реконструкция всей инфраструктуры, ремонтные работы, строительство новых ангаров. Но она не была доведена до конца. После развала СССР новому государству – Украине – до истории советской авиации не было никакого дела. Бюджеты выделялись скудные, их ни на что не хватало.

Короткое видео о горе Клементьева и Коктебеле (в Full HD качестве):

Всё держалось только на энтузиастах. Они пытались сохранять, поддерживать, зарабатывать, катая туристов и отдыхающих на изрядно потрёпанной технике.

Более того в 2010 году местные власти решили распродать земли северного склона «летной горы» в частную собственность. Если бы это произошло, то полёты в этом районе пришлось бы прекратить в принципе для любых летательных средств, включая парапланы и дельтапланы.

Аэродром школы планеризма на горе Клементьева
Аэродром школы планеризма на горе Клементьева

Энтузиастам удалось отстоять земли горы от распродажи и застройки. Когда Крым вернулся в Россию, эта местность приобрела статус заповедника. В этом году закончена реконструкция дороги на гору Клементьева. Положили гравийную подложку под новый многослойный асфальт, а вдоль обочины разместили бетонные ливневые стоки для отвода воды. Такого ремонта эта дорога не видела более трёх десятков лет.

Реконструкция дороги на гору Клементьева
Реконструкция дороги на гору Клементьева
Реконструкция дороги на гору Клементьева
Реконструкция дороги на гору Клементьева

Самую большую печаль от украинского наследия вызывает полуразрушенный ангар с останками самолётов Ан-2. Это не просто разграбление и вандализм, это полное безразличие, отсутствие ответственности и наплевательское отношение к истории этого легендарного места.

Остатки ангара в школе планеризма на горе Клементьева
Остатки ангара в школе планеризма на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева

Обидно за самолёт-легенду великого конструктора Олега Константиновича Антонова, который попал в книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, выпускающийся более 70 лет. Мне вдвойне обидно, т.к. именно с этого самолёта я сделал свои первые пять прыжков с парашютом.

Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева
Останки самолётов Ан-2 в разрушенном ангаре на горе Клементьева

Лично для меня гора Клементьева и Коктебель не абстрактные географические объекты. Я многократно приезжал сюда. Меня катали на Як-52 с полным набором фигур высшего пилотажа. Я прыгал с парашютом с тягача планеров – самолёта «Вильга». Сделал первые свои два прыжка с приводнением в Чёрное море. Также прыгал с мотодельтаплана.

Там меня впервые прокатили на планере с элементами высшего пилотажа. Незабываемые впечатления летать в полной тишине, только лёгкое посвистывание воздуха, обтекающего плоскости и кабину, нарушает эту тишину.

Обо всём этом и других исторических событиях этого уникального места я расскажу подробнее в последующих публикациях. Подписывайтесь и следите за выходом новых статей и видео.

Читайте другие публикации канала на близкую тему:
«Что для МиГ-15 лучше: Ржаветь на памятнике в Заполярье или в Норвегии быть ухоженным и, возможно, даже летать» 👍,
«Самолёты СССР на памятниках: МиГ-15УТИ (село Слоут, Украина). Жалкое зрелище такого редкого самолёта» 👍.
-13