Ездили хоть раз в жизни в электричке? Ну значит наверняка встречали коммивояжеров. «Кого?» — спросите вы. Ну вот так они, вот эти люди, которые торгуют всякой мелочью в вагонах называются по словарю, но все, и даже они сами себя, называют «торгашами». Меня эти люди заинтересовали только потому, что они вообще до сих пор есть. При живом-то алиэкспрессе, множестве маркетплейсов. Да вообще, просто супермаркеты уже должны были потопить этот бизнес. Да и как бы закон о несанкционированной торговле у нас написан, подписан... Но заходишь в электричку — и ты в девяностых.
Ради этого репортажа мне пришлось по шесть часов кататься в метро, продавать пустые коробки пассажирам электричек. Я чуть не получил в зубы от продавца шариков, но все таки узнал, как устроен этот бизнес на колесах.
Аудиоверсию статьи с живыми голосами героев этого репортажа можно послушать в моем подкасте:
«Без меня у вас не получится»
Вообще, в метро, конечно, кого только не встретишь. Я очень за это люблю общественный транспорт — там прямо жизнь, в отличии от московских пробок. И вот я как-то ехал, со съемки кажется, по фиолетовой ветке. И в вагон заходят двое мужчин. Первый долго рассказывал про уникальные зубные щетки из Японии, которые сейчас у него можно купить всего за 100 рублей. Второй продавал закладки для книг. Молодой парень, на вид может чуть постарше меня, вроде прилично одетый. Ходит, улыбается всем. Рассказывает про уникальные материалы, из которых сделана эта закладка.
«И это не китайские аналоги» — говорит он. Конечно, мне стало интересно: как вообще люди приходят в эту сферу? Это же не по объявлению работа. Короче, пока я размышлял парень заметил, что я его снимаю и подошел ко мне с расспросами. Мы обменялись номерами и договорились встретиться.
Как вы понимаете, встретить такого человека — это большая удача. Этот человек в теме — и он сам вызвался рассказать всё, причем настоял, и уверил меня, что без него мой материал выйдет совсем не полный. Единственное, что меня смущало — это запах перегара. Он очень резко снижал шансы, что уже даже завтра Семен, так он представился, будет расположен к общению. Буквально через пару дней мы созвонились.
— Здраствуйте
— По поводу телефона звоните?
— Нет, мы с вами в метро знакомились.
Семен меня всё-таки вспомнил и в этот же день с ним удалось встретиться.
Одет он был также как и в прошлый раз: теплая жилетка, джинсы. И у него еще такая смешная голубая сумочка через плечо была, которая совершенно не вязалась с его образом. С каким-то нелепым принтом: мультяшная собака, чтоли. Как будто у школьницы забрал. В ней он и держал эти закладки для книг. Пока курили на улице, я решил узнать, как вообще называется эта работа.
Мы называемся «джус», ну «джусеры». Если на СССР-ский — это спекулянт. «Барыга» — не подойдет, это в другую сторону. Именно спекулянт и джус. Всё.
Потом Семен начал искать свою выгоду в съемках. Сколько я могу ему заплатить. Все это он обосновывал своими рисками
— Если лицо ты даже замажешь, там вопросы пойдут по каждой ветке. Чтобы ты понимал, на каждой ветке есть БРИГАДИР. Вот он всех начнет е***ь. «Что за х***я вылезла и вообще, что это такое?»
— А ты знаком с ним?
— У меня с ним не теплые отношения, говорю сразу.
Итак, уже понятно, что люди, которые торгуют всякой ерундой работают не сами по себе. У них есть некие бригадиры.
— А если я так выйду в метро торговать? Меня быстро остановят?— Если ты только на одного попадешь, там сразу телефония пойдет. Лицо новое, свежее. Бабы или мужики тебя увидят, телефония сразу бригадиру: «а кто такой?». У них принято двадцать тысяч платить сразу. Всех собирают, всех «джусов», поляна там, и вот тыщ в двадцать это обойдется. Ты должен их поить.
Двадцать тысяч стоит входной билет в этот бизнес. Такой вот обряд посвящения в джусы. Но, утверждать, что это действительно так я не могу. У меня часто складывалось ощущение, что Семен мне врет. Он рассказывал, что у него юридическое образование, что он занимался ремонтами холодильников, снимал какой-то фильм. Сильно разносторонний человек. При этом от него опять, как и в первую нашу встречу, пахло перегаром. Я хотел выйти на кого-то из бригадиров через Семена, но тот начал сливаться. В итоге взял время подумать... Мы разошлись. А потом Семен перестал брать трубку.
Электричка из Москвы
Несколько дней я ездил в метро, чтобы встретить хоть какого-нибудь джуса. Но включился тот самый закон подлости, что ты можешь каждый день видеть их, но как только они тебе понадобятся — их нет. Поговорил с попрошайками, которые ходят по вагонам, мне они сказали, что торгашей много на оранжевой ветке. Я начал ездить там. Без толку. Их нигде не было. И я решил чуточку расширить границы сюжета: взять еще электрички. Там-то их точно много.
В общем, я отправился на Ярославский вокзал. Сел в ближайшую электричку до Мытищ. И уже через минут пятнадцать, гуляя по вагонам, встретил нужную женщину
— Мощное средство от засоров «Снежинка». Одна упаковка 50, три за 100.
Там у нее и суперкрючки для ванной и сушилка для обуви, и теплые стельки и ледоходы со стальными шипами. Половина фикспрайса в сумке.
Никто у нее ничего не покупает и она выходит на ближайшей станции. Я, конечно, за ней. Говорю, что тоже хочу торговать в электричках, у меня, якобы много товара есть. Могу ли я выйти его продавать?
— Не сможешь ты так взять и выйти!
— Почему?
— Потому что люди, которые по 25 лет работают, они тебя не пустят. Ты — лишний рот здесь.
— То есть не все так просто?
— Не пустят они тебя. Они съедят тебя.
— Побьют?
— Да просто не разрешат работать
— А вам как разрешили?
— Да я 25 лет на этой линии, дорогой мой. 25 лет я здесь.
Тут она так смакуя закурила. Посмотрев в даль. Но подъехала следующая электричка и она убежала дальше торговать. Я пошел по вагонам искать других продавцов. В итоге я еще раз скатался до Москвы, потом обратно до Мытищ. И вот наконец-то познакомился с продавцом ложек и матрешек, который мне и подсказал, как найти склад, где закупаются все челночники.
— Можете, конечно, там с кем-то познакомиться, проставиться. И работать со своим товаром.
— Может подскажите контакты, на кого выйти? Или хотя бы как зовут?
— Знаете, тут два склада, для тех, кто в электричке работает.
И вот это уже было что-то! Недалеко от станции «Мытищи» есть целых два склада. И там же, якобы, когда-то набирали продавцов. Следующим утром я пошел туда брать разрешение на выход на линию.
На колхоз!
Склад, по факту, оказался такой небольшой комнатой, похожей на канцелярский магазин, только почти весь заставлен коробками с товаром. В нем, когда я туда зашел, было две женщины.
Я сразу же сказал, что хочу работать в электричках.
Я: У меня есть и свой товар. И я хотел бы и ваш распространять.
Ж1: А, вы хотите работать в электричках? А к кому можно обрящаться? К бригадирам?
Ж2: Ни к кому! Я не знаю, может в колхозе. В Москве никого не берут.
Ж1: В Москве там забито всё. Монинская тоже забита
Ж2: В Москве ни Динка, ни Ольга не берут никого.
Короче, встретили меня не очень радушно. Из разговора стало понятно, что московское направление мне точно не видать. Там два бригадира: некие Ольга и Динка и они уже никого не берут. Но без работы не останусь. Женщины вынесли свой вердикт.
Ж2: На колхоз!
Ж1: На колхоз, да! Я тоже думаю.
Я прямо еле сдерживал смех. Потому что когда тебе говорят, что тебе дорога на колхоз, смешно немножко.
— А что значит «на колхоз»?
— С Мытищ туда, в сторону Александрова, Сергиева Посада.
— А в сторону Москвы?
— А там уже забито. Там столько людей работают. Вас просто съедят.
Вот уже второй раз мне пообещали, что меня съедят. Возможно, это такой профессиональный сленг. Но я скажу не очень приятно себя чувствовать объектом чужого аппетита.
В общем мне обещали помочь выйти на Татьяну Ивановну — так зовут бригадира на направлении «Колхоз»
— Давайте я узнаю сегодня номер телефона бригадира. Я вам сегодня пришлю этот номер. Вы скажите: «я хочу работать в электричках». Со своим товаром. Там они ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ оплачивают в месяц за то, что работают, чтобы вас не трогали. Ну там, как бы с ней поговорите, она вам объяснит, как работают, какие правила.
Естественно я не стал ждать звонка. У меня с собой была куча пустых коробок от смартфонов, ноутбуков. Мой план был такой: я буду ходить по вагонам, предлагать товар, и там уже посмотрим на реакцию местных торговцев. Кто мне скажет, что я не прав.
Но буквально через пару минут, как я вышел со склада, мне позвонили.
— Это Венера. Вы сейчас приходили. Я вам что хотела сказать. Вы просто попали, когда продавцы. Продавец уже в любом человеке видит конкурента. Поэтому вы сразу привыкайте, что поначалу будет негатива много. Если у вас получится, если с товаром действительно попадете в точку, то начнете зарабатывать. Вы сами себе хозяином будете. Лишь бы упорство было. Я сегодня обязательно пришлю. Просто никого не слушайте.
Вежливость — скажите вы. Клиентоориентированность — отвечу я. Понятное дело, если я буду платить по четыре тысячи в месяц — то конечно они хотят, чтобы я работал. Поэтому я намекаю Венере, что мол, а за каким мне вообще платить-то?
— Просто если кто платит, и их забирают, то договариваются бригадиры. Потому что это все оплата идет. А если, как бы, вас поймают, то оформят. Может быть конфискация, понимаете?
— Ну менты вы имеете в виду, да?
— Да. Это может конфискация быть.
— Понятно. Ну а бригадир с ментами договаривается, да?
— Да, всё это по договоренности. Даже если забирают вас, то «переход» оформляют или еще что-нибудь такое незначительное. Им же тоже надо план выполнять.
Шикарно, да? Менты ловят вас за несанкционированную торговлю. Кстати, если вы вдруг не в курсе, то штрафы от пятисот рублей до трехсот тысяч рублей. Нормальный, да, разбег? Зависит от того административка вам достанется или уголовка. И вот, если вы работаете под бригадиром, то вам оформляют «что-то незначительное». Типа «перехода в неположеном месте ЖД путей», а это штраф 2 тыщи. И работай себе дальше. Короче, поговорили мы с Венерой и я сел в ближайшую электричку в сторону Москвы и пошел по вагонам предлагать свой товар.
Честное слово, если бы у меня кто-то купил коробку — я бы обалдел. Но мне важно-то было не это. Все вот эти вот свои продажи я делал специально на глазах у других продавцов. И к моему удивлению мне даже не сделали замечания. Возможно, как говорил мне Семен из метро, пошла какая-нибудь «телефония». Ну то есть, возможно уже начали сообщать бригадирам, что какой-то незнакомый тут ходит и впаривает какие-то коробки. Но ко мне даже раз на третий не подошли. Тогда пришлось действовать дерзко и самому провоцировать конфликт. Ну а как еще? И вот я вижу, что к вагону идет очередная моя «конкурентка» я жду ее. И как только она начинает говорить про свой товар, я ее обрываю и говорю: «ты не видишь чтоли, что я здесь?», и начинаю про свои коробки. Она делает максимально-недовольное лицо и уходит в следующий вагон. Потом я ее специально дожидаюсь в тамбуре.
Ж: Ты кто? Я первый раз вот вообще тебя вижу.
Я: А я тебя тоже первый раз вижу.
Ж: Ну вообще, от кого работаешь? Кто-то тебя привел или что?
Я: Я с Татьяной Ивановной работаю
Ж: Татьяна Ивановна там, на Сергиевом Посаде. А здесь мы сами. Нас полно итак. Я против лишних людей на нашей ветке
Главное, что я понял, что даже сейчас в электричках, в метро, при крышевании некими бригадирами, при содействии полицией, работают люди, которые как нашли себя в этом когда-то давно, так и не вышли из этого бизнеса. Уж слишком часто я слышал «я тут уже 25 лет торгую». Это как кодовая фраза. Конечно, за это время многое поменялось. Допустим, перестали продавать алкоголь. А раньше этого было много. Закупочная база, т.е склад был раньше не в Мытищах, а прямо недалеко от площади трех вокзалов. Но меня все равно удивляет, что это до сих пор работает. Ведь у меня, чтобы выйти на бригадиров, склад ушло буквально пара дней. А полиция этим не занимается. Можно сказать, что проверку даже я за вас сделал, ну меры-то за вас принять не смогут же.
Хотя, на самом деле, ведь спрос рождает предложение. Если бы никто не покупал, то и бизнес бы этот загнулся. Бабульки покупают внучку раскраски, садоводы средство от колорадского жука, перед новым годом хорошо расходятся елочные игрушки. Может и черт с ними, пускай торгуют? Плохо же от этого никому не стало? А то что государство налоги недополучает, так это его проблемы.
Приходилось ли вам сталкиваться с продавцами в электричках или метро? Как думаете, нужно ли с ними бороться? Пишите в комментарии свои истории и не забывайте ставить 👍 и подписаться на канал.
Всем, кто поддерживает мой проект в ВК или на Patreon полагаются бонусные материалы, которые больше нигде не публикуются. Также подписывайтесь на ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ — там самое оперативное.