Восток дело тонкое. Обычаи, традиции и приметы.
Обычаи и традиции Востока можно изучать всю жизнь и всё равно останется, что-то о чем мы узнаём только столкнувшись с каким-нибудь фактом в жизни. Многие писатели описывая жизнь на Востоке, подчеркивают его неповторимый колорит. Это касается и яркой национальной одежды и конечно это- восточный базар. Его тоже описывают по разному, особенно те кто какое-то время не жил там. Чтобы подчеркнуть изобилие фруктов на базаре, перечисляют все фрукты, о которых только слышали. Тут и черешня, вишня, яблоки, груши, айва, инжир, слива, алыча, тут(шелковица), виноград, абрикос, гранат, хурма и др. Правильно всё это растёт на Востоке, но одновременно на прилавке их быть не может. Они созревают с мая месяца и до октября. Просто надо знать, когда и что созревает.
Что касается традиций, то в основном это видно по тому, как с размахом отмечаются различные знаменательные даты: рождения сына, женитьба детей, юбилеи родителей, годовщина смерти родственников.
Размах определяется количеством приглашённых гостей, изобилием еды на столе, наличием музыкантов и операторов на видеосъёмку.
Рождение сына, а точнее обряд обрезания ( это когда мальчику исполнялось 2-6 лет, обычно до поступления ребёнка в 1-й класс ) мероприятие(туй) проходило в течение 3-4 дней. В первый день во дворе устанавливали большой тандыр. Приходила бригада пекарей и пекла лепёшки до окончания празднества. Им выдавали несколько мешков муки. Специально выделенные люди ходили по домам, кварталам и приглашали гостей на туй. И в каждый дом отдавали по 2 лепёшки. Потом покупался баран. Приходил мясник(кассоб) и прочитав положенную молитву, связав ноги барана, резким движением ножа надрезал горло барана, прижав его голову к специально вырытой яме, куда стекала кровь. Потом тушу подвешивали на сук дерева, где мясник её разделывал. В первые дни приходили в основном родственники, сваты и близкие друзья. В течение дня всё время варится еда для гостей: суп из баранины (шурпа), жареное сало, плов конечно и другие блюда.
Главный день туя: приходит мулла и люди в возрасте( только мужчины!) читаются молитвы. Подаются суп, жареное сало и плов. Потом молодёжь ( мужчины!)-опять подают плов, иногда и шурпу. Вот в это время приходит больше всего народу-от 300 до 500 человек. Если это известный человек или боольшой «начальник», то народу может быть и в 3-4 раз больше. Так все не могут одновременно поместиться за праздничным столом, специально выбранный человек регулирует заход-выход гостей. Скажем зашло 70-100 человек, поели выпили чаю. Всё это по солдатски, около 10 мин. Они встают , выходят и запускают следующую партию. И так несколько раз. И только после них приходит очередь женщин. Им также подают плов и другие угощения. Почти все женщины приходят лепёшками, массой или другими угощениями, сложенными в дастархан (скатерть) специально отобранная женщина забирает у входящих женщин их узлы или пакеты с дастарханом , вынимает то, что они принесли и кладёт туда или другие лепёшки, или другие угощения. При уходе женщины находят свои дастарханы и забирают домой. Женская часть туя проходит в сопровождении музыкантов, с танцами и видеосъёмкой. Богатые могут позволить себе более известных и знаменитых артистов. Тогда количество гостей достигает и 2000 и больше. Это торжество называется хатна-туй.
В настоящее время вышли указы по борьбе с излишеством при проведении таких празднеств и они проходят намного скромнее чем раньше.
В следующий раз можно поговорить о том, как проводятся свадьбы. Пока до свидания.