Найти тему

ЛПР: история раскола

Съезд ЛПР в 2019
Съезд ЛПР в 2019

Наблюдая в окололибертарианской среде ныне атмосферу всеобщего недоумения и непонимания того, что же, собственно, сейчас творится в ЛПР, мы подготовили для вас подробное и по возможности беспристрастное объяснение всего конфликта внутри ЛПР: начиная с его истоков в далёком 2018-ом году и заканчивая явным расколом, который мы с вами имеем неудовольствие наблюдать прямо сейчас.

Началась долгая и грустная история расколов в ЛПР с победы в Питере на выборах секретаря отделения Александра Литреева (наше интервью с ним), амбициозного и талантливого, но достаточно молодого и несколько легкомысленного либертарианца.
До Литреева Питером руководил Николай Прохоров — человек одновременно тяжёлого и склочного характера. Если вы с ним общались, вы понимаете, о чём мы.

Николай Прохоров своей грубостью и неотёсанностью, панибратством и невежливостью отвращал людей от либертарианства, и Литреев решил его исключить как вредящего партии.
Однако был маленький нюанс: Прохоров был членом Федерального Комитета (партийного парламента и совета министров в одном лице). Литреев имел право исключить члена ФК, который был приписан к его отделению, но это очень не понравилось руководству Партии.
Прохорова восстановили через Этический Комитет (партийный верховный суд), а Литрееву вынесли предупреждение.
Однако Литреев решил идти до конца и через голосование в своём отделении повторно исключил Прохорова, уже по другому поводу. Федеральный Комитет отменил это исключение и выгнал уже самого Литреева из партии вместе с некоторыми другими, голосовавшими за исключение Прохорова членами Партии.

К слову, Прохоров известен своим заступничеством и дружбой с недавно исключённой Неониллой Тереховой. Это она рассказывала про преимущества и важность секса с детьми, и недавно это стало известно вне узких либертарианских кругов (посмотреть про это можно тут).

Итак, глава отделения Литреев был исключён, но продолжил вращаться в партийных кругах.
Он взаимодействовал со штабом Навального, договаривался о митингах и вообще много участвовал в жизни отделения.
Несколько позже у Федерального Комитета и нового руководства Питерского отделения ЛПР возникли разногласия касательно того, как и с кем нужно проводить митинги, всплыли истории о том, что питерских либертарианцев руководство отделения целенаправленно настраивает против Светова. Возникли финансовые разногласия, и ФК послал Светова разбираться. Светов, который тогда состоял в ФК Партии и, как и Бойко, Ноздрин и другие, тоже принимал решение об исключении Литреева, встретился в баре с членами Партии. Там на него напал с ножом контуженный Волков (aka “Чухонец”).

Видео с нападением на Михаила Светова можно посмотреть тут.

Светов не пострадал, но история никому не понравилась. К тому же исключённый Литреев транслировал среди своих знакомых из ЛПР мнение, что никакого нападения на Светова не было, а Светов всё выдумал. Ко всему прочему при расследовании происходящего в Питере было выяснено, что Литреев выступал от имени партии, когда уже был исключён, а новое руководство отделения состояло из его хороших друзей. В результате историю замяли, новое руководство вслед за Литреевым выгнали, а часть питерцев, уважавших личность Литреева и других исключённых, вышла добровольно. Эти люди позже сформируют Чайный Клуб, который и по нынешний день имеет авторитет среди некоторых членов ЛПР.

Светов никому не показывал видео нападения, и многие считали, что это небылица, а Светов — лжец. Литреев отрёкся от своих слов сразу, как увидел запись Светова, где было ясно видно нападение с ножом.
Постепенно в результате крупных успехов Светова и его команды как внутри Партии (привлечение всё большего количества сторонников в Партию, туры по регионам с лекциями и ивентами, завоевание лояльности и симпатий либертарианской и окололибертарианской среды), так и вовне (организация крупнейших митингов и
либертарианских мероприятий в Москве) стали возникать разногласия. Очередное обострение наступило, когда выяснилось, что люди из окружения Светова деанонимизировали наркоблоггеров и сливали их данные, что могло привести к тюремному заключению для блоггеров. Световские утверждали, что таким образом спасали своего товарища от плохой компании. А оппозиция Светову, которая уже успела сформироваться, придерживалась мнения, что необходимо исключить из партии всех, кто состоял в телеграм-чате с деанонами на этих самых наркоблоггеров, а это были очень многие из видных и талантливых сторонников Светова.
В итоге эта часть истории завершилась компромиссом и
изгнанием бывшего пресс-секретаря ЛПР Сони Пахомовой (Блейд) и сторонника партии Василия Шевчука.

Приближался Съезд. Съезд — это мероприятие, но вместе с тем и важнейший руководящий орган партии. На Съезде выбираются люди в руководство, принимается Устав и другие важнейшие документы, утверждается стратегия.

Для выборов в новый Федеральный Комитет команда Светова создала фракцию “Принципы и Дело”. Сокращённо ПД или ПиД (сами члены и сторонники “Принципов и Дела” предпочитают использовать аббревиатуру “ПД”, их противники — “ПиД”. Мы, стараясь по возможности уважительно относиться ко всем сторонам конфликта и максимально понятно и нейтрально отражать события, в будущем будем предпочитать использовать форму “ПД”). Отсюда популярное ругательное наименование световских: пиды, пидофки.
Оппоненты Светова агитировали голосовать против его команды, утверждая, что тот желает захватить партию и подчинить всё себе. Также Светов предложил новый Устав, который во многом децентрализировал и регионализировал бы партию, но в то же время сделал руководство проще. Этот проект Устава тоже воспринимался многими оппонентами Светова как шаг к усилению влияния внутри Партии (с этих пор, деятельность обеих сторон зачастую регламентировалась максимой “На зло маме уши отморожу”. Случай с неприятием Устава ПД — одно из ярчайших тому подтверждений).

Съезд не принёс победы ни Светову, ни его оппонентам (ПД заняло 5 из 12 мест в ФК, однако следующим, “13-ым” прошедшим и по идее проигравшим участником выборов также был член ПД. Поэтому Светов, понимая, что с таким составом ФК руки у него будут связаны на ближайшие пару лет, а также понимая, что, если он сейчас добровольно снимется, то в ФК пройдёт следующий по результатам выборов кандидат, также член его фракции, решил снять свою кандидатуру и добровольно покинул ФК, сохранив себе возможность баллотироваться и даже стать Председателем Партии в следующий раз. Напомним, что по Уставу один человек не может занимать должность в ФК больше двух сроков, а Светов на тот момент уже отсидел один. Итого ПД получили 5 из 12 мест в ФК, их противники — 4, и ещё 3 досталось “нейтралам”: Чинарову, Карнавскому и Акатеру). Противостояние продолжилось. Устав ПД не приняли, но за него проголосовало много людей. Выборы в Руководящий Комитет Москвы к этому времени уже полностью и безоговорочно выиграли сторонники ПД.

Далее ФК после определённого количества прений и дискуссий смог продавить постановление о признании Чайного Клуба недружественной организацией, а члены Чайного Клуба тем временем занимались хулиганством и проводили не очень многочисленные лекции.

Следующий накал ситуации наступил на новогоднем корпоративе ЛПР, когда Михаил Пожарский — человек с не очень хорошей репутацией гопника и догхантера в прошлом (настоятельно рекомендуем почитать про это тут) не сдержался и ударил по лицу (сторонники Пожарского говорят о том, что это была “активная жестикуляция”. На деле это скорее всего было ощутимой пощёчиной) про-световца Ивушкина, и там же Вадим Политиков решил “обороняться” от либертарианца из ПД Антона Овчарова, а также угрожал Игорю Ефремову: пьяные бумеры решили побить тощих метросексуалов.

Бойко (слева) и Вадим Политиков (справа)
Бойко (слева) и Вадим Политиков (справа)

Московское отделение, возглавляемое членом ПД Ярославом Конвеем, исключило Пожарского из партии. На заседание, где обсуждались его действия, сам Пожарский не явился, а свою вину не признал. Ситуацию накаляло то, что на прошлом Съезде Пожарский как раз избрался в Этический Комитет (как бы странно в контексте человека с таким прошлым, репутацией и поведением это ни звучало), а у самих членов ПД наливались кровью глаза от воспоминаний о том, как, именно во многом благодаря Пожарскому, из Партии исключили Соню Блейд. Несмотря на то, что её, вероятно, действительно стоило исключить, там не всё было гладко с Уставом. Поэтому ПД и их сторонники были очень рады представившемуся случаю свершить своеобразное “отмщение”.
Противники Светова объявили, что это очередной акт узурпации власти, ведь Пожарский, как мы уже заметили раннее, являлся членом Этического Комитета.
Пожарский подал жалобу в Федеральный Комитет, но тот отказал Пожарскому в восстановлении, и тогда тот обратился в последнюю инстанцию, в собственный Этический Комитет. Возможно, видя угрозу своему положению, а, возможно, выслушав аргументацию Пожарского, Этический Комитет (в котором заседали друзья и сторонники позиции Пожарского) указал Московскому отделению восстановить Пожарского в партии.

Однако Московский региональный комитет, возглавляемый Конвеем, отказался выполнять решение Этического комитета и восстанавливать Пожарского (воспользовавшись при этом уязвимостями и недоработками так и не изменённого на Съезде старого Устава, чтобы легитимизировать свои действия). В Партии наступил институциональный кризис, ведь ФК встал на сторону Московского отделения.

Тогда Михаил Пожарский выпустил текст, в котором обвинил Светова в предательстве сторонников, нечестной игре и захвате Парти. Часть данных, которые Пожарский опубликовал, касалась финансирования митингов за Телеграм и была доступна только Светову и члену ФК Баженову. Баженов сознался в сливе данных из закрытых чатов Пожарскому и был переведен решением МРК в сторонники партии, но отказался от сторонничества. Кризис обострился, поскольку это был уже второй член высших руководящих органов, исключённый Московским Руководящим комитетом.

Возмутившись происходящим, из ФК вышел независимый Сергей Карнавский, и отныне у Принципов и Дела была половина главного партийного управляющего органа (а если учитывать то, что нейтральный Чинаров зачастую становился на сторону ПД, у них было большинство).

Почти бинго (красным отмечены противники ПД)
Почти бинго (красным отмечены противники ПД)

Впоследствии ФК также приняло некоторое количество дискуссионных решений, в том числе и Этический Кодекс, который запретил членам Партии выносить сообщения и обсуждения из внутренних закрытых партийных чатов в СМИ. Это стало поводом для исключения из Партии ещё нескольких видных противников ПД, в том числе идеолога консервативного христианского анкапа Карла Франко и оружейного активиста Попова.

Институциональный кризис управления мог решиться только на Съезде, и поэтому ФК (по Уставу Съезд назначается и организуется с санкции и решения ФК) принял решение, что Съезд пройдёт в ноябре 2020 года по квоте “1 делегат от 5 человек отделения, но минимум 2”. Понимая, что с этой квотой им не победить, противники ПД (которые уже окончательно оформились в фракцию и неофициально именовались “Сапогами”) решили попытаться продавить свою квоту “1 делегат от 10 человек отделения, но минимум 2”, которая бы давала существенное преимущество и вес очень небольшим отделениям по сравнению с Москвой и Питером. А значит — давала бы преимущество Сапогам, которых в этой самой Москве и Питере не очень любили, и которые опирались прежде всего на Краснодар, Новосибирск и некоторое количество крохотных отделений по 5–10 человек.

Они заручились эксплицитной поддержкой 21 регионального отделения (что, к слову, не очень много по сравнению с количеством людей и отделений, поддерживающих ПД, но, тем не менее, достаточно для Уставной 1/4 отделений, которые могут инициировать соответствующий запрос в ФК) и обратились с требованием изменить норму представительства. Обладая большинством в ФК и поддержкой Чинарова, ПД соблюли все формальности и заявление рассмотрели, но квоту в пользу Сапогов изменять не стали.

Федюкин, Шальнев и Хохлов сочли, что теперь, когда у команды Светова безусловное преимущество в руководстве, нет смысла легитимизировать управляющие органы партии и покинули ФК. Кворум ФК оказался под угрозой. Оставшиеся члены ФК ещё раз воспользовались уязвимостями и неточностями старого Устава, прибегнув к уже успевшей стать избитой политической практике: они просто не стали закрывать текущего заседания ФК, а значит, по регламенту его работы, ФК всё ещё оставался действующим легитимным органом федеральной власти ЛПР, выносящим решения в режиме реального времени (шутки про вечное заседание и смерть, как единственный способ выйти из ФК, не заставили себя ждать).

А тут ещё и “разведчик” ПД смог попасть на внутреннее совещание Сапогов (одним из которых был и председатель ФК Бойко), где последние обсуждали, что же им делать дальше. В результате, были слиты их планы по сохранению “хорошей мины” при “отжатии медиаресурсов”, проведении параллельных собраний и внеуставного Съезда, исключении членов ПД “по беспределу” и легитимизации всего этого через личные связи с друзьями-журналистами, имевшими личную неприязнь к Светову.

Поняв, что легитимное противостояние в Партии, которое ещё хоть как-то и с натяжкой можно было назвать уставным, они проиграли, Сапоги пошли ва-банк и начали реализовывать планы, озвученные на слитой конференции. Бойко, который ещё с месяц назад должен был по решению ФК передать весь контроль над ресурсами Партии Конвею, взял контроль над всеми ресурсами, до которых мог дотянуться, и отменил решения ФК (в том числе принятые и до ухода Федюкина, Шальнёва и Хохлова из его состава), на что никаких прав, разумеется, не имел. Играя “ва-банк” и даже не пытаясь легитимировать свои новоприписанные самому себе диктаторские полномочия, Бойко также назначил тот самый “спойлерский” (как считают сторонники ПД) Съезд с выгодной Сапогам нормой представительства на октябрь, на что тоже, разумеется, не имел полномочий.

Прямо сейчас мы наблюдаем этот конфликт в его зените. Между медиаресурсами Партии, принадлежащим разным силам, ведётся что-то вроде гражданской войны, а внутри Партии региональные отделения выпускают заявления, в которых поддерживают ту или иную сторону конфликта. Имея за собой Москву и Питер, численно сторонники ПД превосходят сторонников Сапогов. По количеству официальных заявлений региональных отделений в пользу той или иной стороны, ПД также ныне обходит и ожидаемо обойдёт Сапогов. Впрочем, многие ещё колеблются.

Итак, мы постарались максимально понятно, подробно и по возможности нейтрально и беспристрастно описать весь конфликт, кульминация которого происходит сейчас на ваших глазах. Собственную позицию редакции мы выразили в предыдущих постах. Выбирая из двух зол, мы сочли ныне действующий ФК меньшим из них.

Авторы статьи:Правый аргумент: https://t.me/rightargument
Яойные фанфики: https://t.me/lpr_yaoi