На more.tv можно посмотреть триллер «Расследование» — новую работу Тобиаса Линдхольма, автора таких хитов, как «Охотник за разумом» и «Еще по одной». Подробно рассказываем об этом проекте и о том, как он меняет правила жанра true crime.
Как датский Илон Маск совершил непоправимое
Три года назад новости из Дании заставили весь мир обновлять новостные ленты, отслеживая развитие шокирующего сюжета. В августе 2017 года шведская журналистка Ким Валль отправилась на частную подводную лодку, чтобы взять интервью у ее владельца, датского предпринимателя и инженера Петера Мадсена. Вскоре лодка затонула, Мадсена вытащили из моря спасательные службы, но след Ким Валль пропал, и она была объявлена пропавшей без вести.
Расследование того, что произошло с журналисткой, растянулось на 160 дней и его освещали местные и международные СМИ. Из них читатели и узнавали постепенно, что туловище Валль нашли выброшенным на берег, а затем водолазы нашли ее голову, руки, ноги и одежду на морском дне примерно посередине между столицей Дании Копенгагеном и шведским городом Мальме.
Мадсен, главный подозреваемый, несколько раз менял свои показания — сначала он утверждал, что высадил ее на сушу, а затем заявил, что Валль погибла из-за несчастного случая, и он сбросил ее тело в воду. После чего в январе 2018 года ему было предъявлено обвинение в убийстве, а в апреле 47-летний изобретатель был приговорен к пожизненному заключению.
Чем «Расследование» отличается от похожих проектов
Нарочито колоритная личность убийцы, имевшего статус локальной знаменитости, была полностью удалена из сериала «Расследование», снятого датским режиссером Тобиасом Линдхольмом, давним соавтором одного из создателей движения «Догма 95» Томаса Винтерберга и вполне успешным кинематографистом в отдельности от него.
Более того, в «Расследовании» даже не упоминается его имя. И это далеко не единственный неожиданный прием создателей сериала в востребованном нынче жанре true crime. Линдхольм, плотно погружавшийся в сознание серийных убийц при создании сериала «Охотник за разумом» Дэвида Финчера, был одним из немногих датчан, кто не следил внимательно за делом Валль и не считал этот сюжет интересным для экранизации.
Режиссер поменял свое мнение после общения с Йенсом Меллером, главой отдела по расследованиям убийств полиции Копенгагена, возглавлявшим расследование по делу Ким Валль. Линдхольма заинтересовал именно тяжелый и неустанный труд многих участвовавших в поисках тела и восстановлении событий. В их число входили водолазы, ученые, медэксперты и даже собаки, которые могли учуять останки тела в море.
Полное погружение в полицейскую работу
Совсем оставить за кадром шокирующее насилие, лежащее в корне истории — смелый ход для настоящего скандинавского нуара. Фильмы этого жанра, как правило, начинаются сразу с кадров обезображенного женского тела, которое изучают угрюмые следователи, и продолжаются флэшбеками самого акта преступления.
Линдхольм увел преступление (crime) из центра произведения и не стал цепляться за детективную составляющую. Как следует из названия, датский режиссер предложил нам новый поджанр криминальных фильмов по реальным событиям – true investigation. Расследование, в своей основе состоящее из монотонной, неприглядной и нарочито лишенной жареных кадров работы.
По сути, это производственная драма про обычных людей, которые прилагают неимоверные усилия для достижения результата и остаются в тени, пока заголовки изданий пестрят именами и портретами преступника и жертвы.
Для любителей «Зодиака»
Называть этот подход полноценным прорывом и новаторством не совсем корректно — попытки сменить ракурс, очистив историю от цепляющих внимание и интерес публики подробностей, предпринимались и раньше.
В первую очередь в «Зодиаке» Дэвида Финчера, неспешном, но напряженном триллере о долгих и бесплодных стараниях установить личность серийного убийцы, действовавшего в Сан-Франциско в конце 1960-х. В схожей манере был снят норвежский драматический триллер «Утойя, 22 июля» 2018 года. В нем фигура правого экстремиста Андерса Брейвика была полностью выведена за кадр, а резня была показана с точки зрения его жертв и снята одним дублем в реальном времени.
Линдхольм в «Расследовании» пошел еще дальше — в его сериале мы не видим ни преступления, ни убийцы, ни жертвы. Мы постоянно следим за полицией, занимающейся расследованием, и даже когда они с большим трудом находят доказательства и по сути раскрывают дело, им еще предстоит доказать, что их улики пригодятся в суде, и что они имеют дело с убийством, а не с несчастным случаем.
Согласно датским законам, предоставлять факты должна полиция и сторона обвинения, в то время как подозреваемый может менять свои показания столько раз, сколько ему будет нужно. Кстати, судебных заседаний зрители в сериале тоже не увидят. В кадре в основном останутся месяцы детальной работы, ковыряние в папках с бумагами, мозговые штурмы в кабинетах, телефонные переговоры и другой упрямый труд по сбору улик, необходимых для возбуждения дела.
Убедительный актерский состав
По этой причине основная актерская работа легла на плечи Сёрена Маллинга, сыгравшего главную роль в принесшем скандинавскому нуару популярность во всем мире сериале «Убийство». Йенс Меллер в его исполнении настолько прагматичен и сосредоточен на расследовании, что из-за своей загруженности отстраняется от беременной дочери и рискует лишиться общения с будущей внучкой.
Единственное общее место, просочившееся в «Расследование» (что следователь должен изводиться из-за собственной травмы, мешающей ходу дела), решено создателями мини-сериала так же осторожно и без лишних акцентов, как и другие острые моменты. Меллеру помогает восстановить родственные узы постоянное общение с родителями журналистки, принимающими активное участие в поисках останков своей дочери. Их сыграли шведские актеры первой величины — Рольф Лассгорд и Пернилла Аугуст, снимавшаяся в «Звездных войнах» и у Ингмара Бергмана.
Супруги Валль, создавшие фонд памяти своей дочери, предоставляющий гранты девушкам-журналисткам, активно помогали при создании сценария сериала, подсказывая Тобиасу Линдхольму, как сделать его более соответствующим действительности.
Здесь возникает вопрос правильности решения полного устранения имени Петера Мадсена из сериала. Во-первых, интервью, которое Ким Валль собиралась сделать с датским аналогом Илона Маска, так и не было завершено и опубликовано. Во-вторых, журналистская этика всегда заключалась в том, чтобы давать возможность высказаться обеим сторонам.
За портретом Мадсена, женившегося во время заключения на российской фемактивистке и ненадолго сбежавшего из тюрьмы во время показа телесериала, интересующимся придется обращаться к другим фильмам — например, скандальной документалке «Into the Deep», снимавшейся буквально накануне убийства Валль.
Выбранная Линдхольмом точка зрения принесла «Расследованию» успех — по крайней мере у себя на родине. Показанный по датскому ТВ в октябре, сериал по рейтингам стал самой крупной криминальной драмой 2020 года в Дании — первый его эпизод посмотрело 748 тысяч зрителей.
Однако большим вопросом остается, будет ли такой успех сопровождать сериал, намеренно убравший всю сенсационность из сенсационного сюжета, на других территориях. И будут ли готовы поклонники жанра true crime к очищенному от шокирующих подробностей и из-за этого нарочито обыденному повествованию?
Многие зрители уже отмечали, что во время просмотра драм о серийных убийцах ощущают себя не в своей тарелке, проникаясь чудовищным образом мыслей преступников. В «Расследовании» эту ношу берет на свои плечи актер Мёллинг — в многозначительной сцене просмотра найденного на компьютере подозреваемого снафф-порно, например.
Нам показывают только его лицо в момент, когда он смотрит возмутительный видеоряд в рамках своих должностных обязанностей. Выражение его лица в этот момент лишено каких-либо эмоций, возможно, только взгляд за толстыми линзами очков грустнее обычного. Способны ли обычные зрители воспринять жареный материал столь же трезво?
Текст: Илья Миллер
Сериал «Расследование» можно посмотреть только в онлайн-сервисе more.tv.