Продолжаю серию аналитических материалов, посвящённых сравнению войн в Сербской Краине в 1990-е годы и конфликту в Нагорном Карабахе в 2020 году. Ранее я уже рассмотрел ряд схожих в обоих конфликтах факторов - это превосходство в силах у атакующей стороны (читайте здесь) и широкое участие иностранцев на обеих сторонах конфликтов и в Краине, и в Карабахе. Были рассмотрены и другие схожие черты.
Сейчас поговорим о том, что атакуемые не пользовались поддержкой кого-то из крупных мировых держав. Если говорить конкретно, то Республика Сербская Краина (РСК) не располагала поддержкой вообще кого-либо, кроме Югославии и Республики Сербской. Да, добровольцы в Краину приезжали из многих стран, но поддержки на государственном уровне у РСК не было. Республика не была признана ни одним государством в мире. Лишь в 2008 году Абхазия и Южная Осетия объявили о признании независимости РСК, но, конечно, это можно считать только ничего не значащим символическим шагом.
Хорватия, в свою очередь, имела гласную и негласную поддержку Запада. Краинские сербы (да и вообще сербы) там позиционировались как коммунисты, не желающие отпускать несчастную Хорватию в объятия цивилизованного мира.
Поставки оружия из стран ЕС в Хорватию начались ещё до войны, а во время военных действий приняли системный характер.
После проведения хорватами операции «Буря», разгрома РСК и изгнания сотен тысяч сербов из Хорватии страны ЕС осудили этот акт и разорвали часть соглашений с Хорватией. Но при этом Германия чуть ли не открыто приветствовала победу хорватов. Россия отправила гуманитарную помощь краинским сербам, но попытки повлиять на ситуацию на законодательном уровне были пресечены Борисом Ельциным.
В самом начале Югославских войн власти США придерживались сохранения Югославии как государства и недопущения конфликтов. Однако после прихода к власти администрации Билла Клинтона в январе 1993 года вектор американской политики сразу изменился в сторону поддержки хорватов. Американские генералы участвовали в планировании наступательных операций хорватской армии, авиация НАТО (то есть США) бомбила позиции краинских сербов.
Хорватия ожидаемо отблагодарила Запад, вступив в НАТО в 2009 году, а в Евросоюз – в 2013-м.
В Нагорном Карабахе ситуация поначалу была несколько иной. Во-первых, армянская диаспора в мире обладает куда более значительным влиянием, чем сербская. Позиции армии НКР не бомбила авиация НАТО, на Армению не накладывали жёсткие международные санкции. Россия, с одной стороны, признала Азербайджан в его советских границах, но зато в 1992 году подписала с Арменией договор об охране государственной границы Армении с Турцией и Ираном силами российских пограничных войск, что позволило армянам высвободить крайне необходимые ресурсы и добиться победы в Первой Карабахской войне.
Кроме того, Нагорно-Карабахская республика организовала сеть своих представительств в разных странах мира – в Армении, России, США, Германии, Франции, Австралии и Ливане. Да, международного признания это не означало, но в любом случае прорывало дипломатическую блокаду НКР.
Влияние армянской диаспоры и поддержка России позволила армянам добиться невмешательства крупных мировых держав в Первую Карабахскую войну. Франция традиционно проводит в Закавказье проармянскую политику, а другие страны ЕС тоже не считали нужным вступаться за мусульманский Азербайджан. В Турции в начале 1990-х у власти находились европейски ориентированные политики. Так, с 1993 по 1996 годы премьер-министром страны была Тансу Чиллер, которая подписала таможенное соглашение Турции с Евросоюзом.
Премьер-министром Турции в 1991-1993 гг. и президентом с 1993 по 2000 годы был Сулейман Демирель, также придерживавшийся западного курса.
В апреле 1994 года Армения подписала Договор о коллективной безопасности, став членом ОДКБ. В Гюмри была создана 102-я российская военная база, ставшая гарантом Армении от нападения со стороны Турции. Это также играло на руку войскам НКР и придавало им уверенности в борьбе с Азербайджаном. Кроме того, Армении тогда удавалось поддерживать хорошие отношения с соседней Грузией и получать помощь по земле через грузинскую территорию. Подобных козырей в колоде Сербской Краины не было.
Наконец, свежеиспечённый американский президент Джо Байден в 1990-е годы, будучи сенатором, действовал в интересах армянского лобби в США, голосуя за предоставление финансовой помощи армянам и некоторые антиазербайджанские меры (впрочем, бомбить азербайджанские аэродромы самолёты НАТО не стали).
А в годы Югославских войн Байден, напротив, всячески старался поддерживать силы боснийских мусульман и вообще антисербские силы. Ничего личного, просто бизнес – тут против мусульман, здесь за мусульман.
Но ситуация явно изменилась в худшую для армян сторону в начале XXI века. Поддержка со стороны ЕС и США стала заканчиваться вслед за ростом влияния России во время правления Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, добиться международного признания НКР всё-таки не представлялось возможным (это вам не Косово, хотя ситуации практически идентичны), а в Турции в 2003 году к власти пришёл Реджеп Тайип Эрдоган, который взял курс на активную поддержку Азербайджана.
Именно в 2000-е годы началась активизация тлеющего конфликта в Нагорном Карабахе. Эрдоган не собирался проводить проевропейский курс, а, значит, мог спокойно вести полностью самостоятельную внешнюю политику во всех доступных направлениях.
Россия, несмотря на военно-политический союз с Арменией, успешно торговала с Азербайджаном, поставляя тому значительное количество вооружений. То же самое делала и Беларусь – ещё один союзник Армении по ОДКБ. Но всё это можно было преодолеть – вооружение не применялось с должным искусством, все попытки Азербайджана преодолеть линию соприкосновения быстро пресекались. Да и сама Армения получала от России немало вооружений. Кроме того, осуществлялось и сотрудничество со странами НАТО – так, армянский контингент был размещён в Косово, Ираке и Афганистане.
Но международная ситуация, находившаяся в примерном равновесии до 2018 года, резко изменилась не в пользу Армении после свержения президента Сержа Саргсяна и прихода к власти Никола Пашиняна. Этот журналист и политик ранее призывал к переориентации Армении на сотрудничество с Западом, выход из структур ОДКБ и сокращение связей с Россией. Правда, заняв пост премьер-министра Армении, Никол Пашинян уменьшил свою антироссийскую риторику, да и сама Россия не стала вмешиваться во внутриполитический армянский кризис. Однако Пашинян начал постепенное смещение пророссийски настроенных руководителей силовых ведомств, заменяя их малоопытными и пришлыми людьми. Чего стоит одна лишь история с назначением на пост главы СНБ (госбезопасности Армении) 29-летнего чиновника, не имевшего опыта работы в спецслужбах.
Естественно, всё это не могло не вызвать неприятие российских властей. Но, лишаясь политической поддержки Москвы, Пашинян не смог и стать своим для Запада, показав тем самым полную непригодность себя как дипломата. А ведь именно дипломатическими путями Армения зачастую добивалась того, что не могла выбить на поле боя или экономическими мерами.
Ухудшились отношения Армении с Грузией. Грузия, имея проблемы с Абхазией и Южной Осетией, не собиралась поддерживать сепаратистов в Карабахе. А рост экономики Азербайджана и широкие инфраструктурные проекты (нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, железная дорога Баку-Тбилиси-Карс) прочно связали Грузию с соседними мусульманскими странами и лишили Армению хоть какой-то лояльности северных соседей.
Грузия не препятствовала пролёту самолётов с добровольцами в Армению и поставке гуманитарной помощи в дни Второй Карабахской войны, но поставка российского вооружения через грузинскую территорию была невозможна. А вот турецкая помощь Азербайджану наверняка шла в основном через Грузию.
Армения лишилась явной поддержки России, хотя наши войска по-прежнему находятся на базе в Гюмри, а наши пограничники охраняют границу Армении с Турцией и Ираном. Но молчаливого нейтралитета Владимира Путина и открытой поддержки Реджепа Эрдогана оказалось вполне достаточно для того, чтобы Азербайджан за полтора месяца отвоевал то, что не мог вернуть четверть века. США и Евросоюз вяло пытались участвовать в миротворческом процессе, но делали это без особого рвения – не та сейчас ситуация в странах Запада, чтобы обращать внимание ещё и на Карабах.
В результате Россия и Турция вновь, как и в 1921 году, решили судьбы армян и азербайджанцев, оставив западных «партнёров» за бортом переговорной лодки. А вот в 1994 году, при прекращении Первой Карабахской войны, США и Франция активно участвовали в выработке мирных соглашений. В конце 2020 года (уже после Второй Карабахской войны) парламенты Франции и Нидерландов приняли резолюции с рекомендацией о признании независимости НКР, но эти резолюции ни к чему не обязывают власти обеих европейских стран. Ситуация могла как-то измениться с инаугурацией в США нового президента Джо Байдена, но война закончилась раньше его вступления в должность.
Можно обратить внимание на старания западных стран по сохранению армянского культурного наследия в Карабахе. При этом почему-то те же страны мало беспокоились о сохранении сербской культуры в Хорватии. Действительно, политика – это такая двуличность и проституция, что иногда от этого охота просто плеваться.
Таким образом, можно подытожить: и Сербская Краина, и Нагорно-Карабахская республика оказались разбитыми в условиях определённой международной изоляции. Возможные защитники непризнанных республик были слабы или неактивны, а противники – агрессивны и с поддержкой извне.
Спасибо за внимание! Продолжение следует!