АИ-92 является самым популярным сортом бензина в нашей стране. Во-первых, такой бензин дешевле. Во-вторых, можно часто услышать мнение от автолюбителей, что всё из одной бочки и смысла переплачивать нет. Так ли это на самом деле, и чем опасно для автомобиля использование несоответствующего бензина, разберёмся в этой статье.
Теория ДВС
Освежим в памяти принцип работы бензинового двигателя. Горючая смесь из бензина и воздуха попадает в камеру сгорания, после чего искра свечи зажигания воспламеняет её. В этот момент пары горящего топлива расширяются, и вырывающиеся газы воздействуют на поршень, который перемещается к нижней мёртвой точке.
Очень важно, чтобы воспламенение горючей смеси происходило в определённый момент, когда поршень почти достиг верхней мёртвой точки на такте "сжатие".
Если воспламенение смеси будет происходить раньше времени, когда поршень на такте "сжатие" ещё движется вверх, на него будут воздействовать вырывающиеся газы. Поршень же, двигаясь вверх, будет стремится их сжать. В итоге энергия от непроизвольного сгорания топлива будет оказывать ударные нагрузки на поршень. В таких случаях можно услышать металлические стуки и звон из мотора. Всё это негативно сказывается на деталях двигателя, и в некоторых случаях приводит к их разрушению. Такое явление, когда топливо начинает неконтролируемо воспламеняться, называется детонацией. Так откуда берётся детонация? Причин бывает много, но так как мы сейчас говорим о топливе, рассмотрим именно его, как виновника возникновения детонации.
Октановое число
Все марки бензина отличаются в первую очередь октановым числом. Чем ниже марка, тем ниже октановое число. Соответственно, октановое число у бензина АИ-92 ниже, чем у АИ-95. Этот параметр в свою очередь определяет способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии, т.е. детонационную стойкость. У АИ-95 эта стойкость выше. Это не говорит о том, что АИ-95 или АИ-98 лучше, чем АИ-92. Всё индивидуально, и зависит от конструкции — в некоторые двигатели (в основном старые) наоборот требуется заливать топливо с более низким октановым числом. И здесь также прослеживается зависимость между октановым числом и степенью сжатия. Чем ниже степень сжатия в двигателе, тем ниже требования к октановому числу топлива.
Моторы же большинства современных автомобилей обладают высокой степенью сжатия, которая позволяет добиться лучших характеристик. Высокая степень сжатия повышает требовательность к детонационной стойкости топлива.
Если говорить простым языком: чем выше октановый показатель топлива, тем больше должна быть степень сжатия в двигателе, чтобы воспламенить горючую смесь. А если же использовать низкооктановый бензин в ДВС с высокой степенью сжатия — воспламенение будет происходить самопроизвольно и раньше времени. Именно поэтому нельзя использовать топливо с низким октановым числом, если автопроизводитель устанавливает другие требования. Залитый бензин марки АИ-92, где требуется использовать минимум АИ-95, приведёт к детонации. Мало того, что это опасно для двигателя, так ещё и негативно влияет на динамические характеристики автомобиля, топливную экономичность и экологические показатели.
Конечно, в большинстве случаев сразу с двигателем ничего не случится. Процесс происходит постепенно, а вылиться в серьёзную проблему может в любой момент. Поэтому соблюдайте требования автопроизводителя касательно используемого топлива, и наслаждайтесь комфортной и безопасной эксплуатацией автомобиля.
Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на канал и ставьте лайк! 👍 Пишите в комментарии, какой Вы заливаете бензин?