Какие изменения ожидают торговлю в следующем году? Как избежать штрафов при продаже отдельных товарных категорий? В этой статье мы расскажем о маркировке товаров с января 2021 года. Вы узнаете, что ожидает поставщиков, производителей, импортеров и представителей розничной торговли в связи с нововведениями.
Как маркировали товары в России раньше
Первые попытки отслеживания товаров в России были предприняты еще в 90-х годах. Правда, на тот момент для этого применяли акцизные марки и наклейки с голограммой, размещаемые на алкогольной и табачной продукции, видео- и аудиокассетах. Первым шагом к цифровизации стало создание системы «Меркурий» (2010 год), предназначенной для контроля за перемещением некоторых продуктов, подлежащих ветеринарной сертификации.
Постепенно список товаров, которые надо было маркировать, расширялся. В 2015 году в него внесли лекарственные средства (ФГИС МДЛП), а в 2016 году он пополнился меховыми изделиями. Кстати, после этого объем товарных запасов одежды из меха на рынке РФ увеличился в 13 раз, а продаж — в 7. В 2021 году перечень опять увеличится.
Какие товары подлежат обязательной маркировке в 2021 году
Ниже представлен список с продукцией, которую необходимо маркировать, с указанием даты, когда было введено соответствующее требование.
Одежда из натурального меха
Обязательная маркировка с 12.08.2016.
Табачная продукция
1.03.2019 — для сигарет и папирос, для прочей табачной продукции — 01.07.2021.
Обувь
01.07.2019 г. — Духи, туалетная вода, одеколон (за исключением пробников, в твердом виде).
01.10.2020 — продукцией, ввезенной до этой даты, можно торговать по 30.09.2021.
Покрышки и шины
С 01.12.2019 — регистрация в «Честный знак».
С 01.11.2020 — маркировка новых товаров, списание в «Честном знаке» для розничных продавцов.
До 15.12.2020 — маркировка изделий, импортированных в Россию после 01.11.2020 г. (приобретены до этой даты).
15.12.2020 — запрещен оборот немаркированных товаров.
Изделия легкой промышленности
Маркировка одежды, в том числе верхняя и рабочая, столовый и кухонный текстиль, постельное белье.
01.01.2021 — товарные остатки и продукцию, приобретенную до этой даты, но ввезенную в РФ после нее, следует маркировать до 01.02.2021.
Молочная продукция
20.01.2020 (для молока и сливок длительного хранения).
01.07.2021 для молока и сливок со сроком годности до 28 дней, сгущенки, сыворотки, сырной и творожной продукции.
1.10.2021 — для пахты и кисломолочных продуктов.
1.10.2022 — для фермерских хозяйств, которые сами реализуют продукцию.
Лекарственные препараты
1.07.2019 — группа средств из списка высокозатратных нозологий.
01.01.2020 (для всех лекарств).
Добровольная маркировка
- Медицинские кресла-коляски — в пилотном режиме
- Велосипеды
- Минеральная вода в бутылках
- Курительные смеси
- Пиво и пивные напитки
Регистрация в системе обязательной маркировки
К обороту маркированной продукции причастны: изготовитель, импортер, оптовик, розничная торговая точка. Каждый из участников должен зарегистрироваться в «Честном знаке». Последовательность действий:
- Получить усиленную КЭП. Обойдется в 3000-4000 рублей.
- Зарегистрироваться в личном кабинете системы «Честный знак».
- Проконсультироваться по вопросу использования информационной системы и оборудования, которое для этого необходимо.
- Заключить договор с ОФД (оператором фискальных данных) — до 4000−7000 рублей.
Мы помогаем сделать все быстро и правильно: соберем и подадим документы для усиленной КЭП, поможем с закупкой оборудования — подберем модели с учетом оборота и требований к функциональности.
Оборудование для маркировки
- Сканеры DataMatrix — в зависимости от параметров стоят в пределах 4000−10 000 рублей.
- Смарт-терминал — от 15 000−30 000 рублей, или POS-система — от 35 000 до 70 000 рублей.
- Терминал сбора данных. Востребован преимущественно при больших оборотах. Стоимость варьируется в границах 20 000−100 000 рублей.
- Этикеточный принтер — от 6000 (ограничения по нагрузке) до 40 000 рублей (в среднем). Есть и более дорогие модели, рассчитанные на интенсивное использование.
Программное обеспечение
- Кассовая программа. Необходима для автоматизации процессов учета. Стоимость 1500−8000 рублей.
- Система учета товаров — 3000−25 000 рублей. Цена зависит от возможностей: чем больше функций, тем дороже.
Штрафы в случае отсутствия обязательной маркировки в 2021 году
- За отсутствие обязательной маркировки предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 15.12 КоАП РФ в размере 200 000−300 000 рублей с конфискацией продукции.
- Если суммарная стоимость изделий без маркировки превышает 1 500 000 рублей, наступает уголовная ответственность — лишение свободы до 3 лет + штраф в размере 80 000 рублей, согласно ст. 171.1 УК РФ).
Маркировка товарных остатков
Каждой единице товара присваивают код DataMatrix. Его можно нанести на этикетку, упаковку, товар — важно обеспечить распознавание сканером. Купить штрихкоды необходимо в системе «Честный знак» — одна штука стоит 50 копеек.
Для печати предпочтительнее термотрансферный принтер — нанесенный код гарантированно будет считываться в течение нескольких лет. Для получения кодов для товарных остатков необходимо:
- пройти авторизацию в «Честном знаке»;
- внести наименование, товарную номенклатуру, ТЗ и код изделия;
- получить GTIN;
- указать остаток товара для каждой категории;
- принять файл с штрихкодами, сохранить его в формате PDF.
Важно! Минимальное разрешение печати — 300 dpi. В течение 60 дней после кодирования товаров необходимо ввести их штрихкоды в системе «Честный знак», в противном случае они утратят действие.
Прием, поставка, продажа
При получении продукции необходимо отсканировать маркировку, сверить данные с УПД. Это необходимо для того, чтобы впоследствии был возможен возврат товара. Если вы уверены, что в этом не возникнет необходимости, можно провести выборочное сканирование или вовсе отказаться от проверки. Штрихкоды не сходятся? Имеете право не принимать накладную и возвратить товар поставщику. Для торговли в рознице следует обновить ПО кассы.
Для всех участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, доступен только электронный документооборот. То есть — необходимо создать УПД с штрихкодами и подать в информационную систему, никаких бумажных накладных.
Подробнее о каждой категории товаров, подлежащих маркировке, читайте на сайте: https://www.profi-mo.ru/marking/
Ставьте «Нравится», подписывайтесь на наш канал.
Группа компаний «ПРОФИ Менеджер» — автоматизация бизнес-процессов, разработка программного обеспечения, маркировка, декларирование, онлайн-кассы, лицензирование, обслуживание 1С.