В современном профессиональном искусстве бандурное исполнительство является едва ли не самым давним, но в то же время бандуру можно считать и одним из самых молодых инструментов в европейской инструментальной семье, поскольку первые оригинальные произведения появились только в 50-60 годы ХХ века. Изменения в социальных процессах общества в конце прошлого века были ознаменованы бурным ростом и развитием бандурного искусства, которые способствовали формированию ярких исполнительских школ, отличающихся особой индивидуальностью и подходом к бандурной технологии. Академическая бандура – это инструмент, который прошел долгий путь развития и становления. Сегодня его технические возможности позволяют включать в репертуар произведения фольклорного искусства, мировую классику, и музыку других музыкальных направлений.
Не вдаваясь в исторические рассуждения относительно роли бандуры в украинской музыкальной культуре, следует отметить тот факт, что инструмент обладает звонким и ясным специфическим тембром, способным создавать объемные пространственные переливы, оригинальные звуковые эффекты, максимально приближенные к шуму ветра, шелесту листьев или плеску волн. Вместе с тем временами ее нежный тембр приближен к звучанию арфы, гитары или клавесина, в зависимости от стиля исполняемого произведения. С точки зрения музыкотерапии тембр бандуры является едва ли не самым идеальным для музыки релакса. Следует отметить, что данное направление активно развивается благодаря творческим экспериментам отдельных нестандартно мыслящих музыкантов и композиторов..
Развитие бандуры как принципиально нового, профессионального, виртуозного инструмента, свежесть звучания тембра которого ,близкое родство с фольклором, расширение географии бандурного искусства ; выход бандуристов-исполнителей на международную сцену- привлекло к себе внимание современных композиторов. Можно с уверенностью говорить о том, что своим переходом в сферу академической профессиональной музыки бандура обязана оригинальным произведениям и жанру переложения .Настоящим прорывом для бандурного искусства стал Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах и Международный конкурс Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, где С. Баштан, талантливый ученик М.М. Гелиса и В. Кабачка, получил звание лауреата Первой премии и Золотую медаль. Это была первая значительная победа бандуры в новом качестве « классического» концертного инструмента, который заложил новую эпоху профессионально- академического исполнительства.
Оригинальные произведения конца ХХ начала ХХI века характеризуются синтетичностью и аппелируют к разным стилям и жанрам. На первый взгляд это как- бы противоречит природе бандуры, однако абсолютно оправдано, когда речь идет о бандурном профессиональном исполнительстве, которое функционирует и развивается согласно современным тенденциям музыкального искусства. Так что вполне естественным следует признать стремление исполнителей, которые являются представителями современного музыкального пространства и имеют соответственное музыкальное мышление и эстетическую позицию, исполнять модерновые произведения с применением новейших композиторских техник.
Развитие исполнительства на каком-либо музыкальном инструменте зависит от появления ярких личностей среди исполнителей и композиторов. В современном бандурном искусстве особое место принадлежит исполнителю-новатору Роману Гринькиву - талантливому бандуристу и композитору, который вывел бандуру на новый уровень развития, расширив рамки исполняемого репертуара, обогатив его собственными композициями, в основе которых лежит генетически присущая бандуре импровизационность.
Усовершенствованная хроматическая бандура, объединившая в себе фольклорные традиции с академической школой инструментального и вокального исполнительства, составляет оригинальный самобытный пласт современного музыкального искусства. Многоуровневость взаимодействия композиторского творчества и исполнительства ,богатые тембральные особенности бандуры, свидетельствуют о современности бандурного искусства и указывают на ее перспективность в искусстве ХХI века.