Лаконично — потому что для СССР «все жизни имели значение».
А сейчас подробнее. Что значимо — Женевских конвенций было две.
Тысяча девятьсот двадцать девятый год. Двадцать седьмого июля на конференции в Женеве приняли конвенцию об совершенствовании участи раненых и больных в действующих армиях и конвенцию об обращении с военнопленными.
Суть 2-й конвенции — сейчас с пленными «надо непрерывно обходиться человечно, в особенности охраняя от насилия, оскорблений и любопытства оравы. Меры репрессий в отношении их воспрещаются». Держава, которая взяла пленных, обязана заботиться об их оглавлении.
Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1929 года
НА ТУ ЖЕ ТЕМУ
«Спокойствие, только спокойствие»: для чего Россия выходит из Женевских конвенций?
Двенадцатого мая 1930 года Центральный исполнительный комитет Союза Советских Социалистических Республик постановил, что СССР присоединяется к первой конвенции — об совершенствовании участи раненых и больных в действующих армиях. Двадцать пятого августа 1931 года нарком иностранных дел Литвинов официально объявил, что СССР присоединился, о чем Литвинов и подписал декларацию.
А отчего не ко 2-й — о военнопленных? Потому что 19 марта 1931-го СССР выдал своё Расположение о военнопленных, с ГПУ и комсомолками.
В целом оно повторяло расположения Женевской конвенции об обращении с военнопленными. Но были и различия. Льгот пленным офицерам — нет. Денщиков — нет. Отдавать честь и носить знаки отличия — не нужно. Жалованье не офицерам, а каждым. Привлекать пленных к работам — только с их согласия.
«Не делается отличий между военнопленными в зависимости от расы, национальности, а также религиозных и политических убеждений.
Не делается также отличий в отношении условий оглавления между военнопленными в зависимости от их чина и должности.
По желанию самих военнопленных военнопленные идентичной национальности помещаются совместно.
Военнопленные офицеры могут быть размещены отдельно от других военнопленных».
То есть крайне прогрессивное и человеколюбивое постановление.
Но здесь настало 22 июня 1941 года.
«Ага, — сказали немцы, — раз СССР не подписал Женевскую конвенцию, то и заботиться о пленных нечего!»
А вот и нет!
Колонна советских военнопленных идёт в лагерь (источник фото)
Статья восемьдесят вторая этой конвенции:
«Положения настоящей конвенции обязаны соблюдаться высокими договаривающимися сторонами при всех обстоятельствах. Если на случай войны одна из воюющих сторон окажется не участвующей в конвенции, тем не менее расположения таковой остаются непременными для всех воюющих, конвенцию подписавших».
Германия конвенцию об обращении с пленными подписала. Итог — рейх должен был соблюдать ее вне зависимости от подписи СССР.