Театральные воспоминания. Старомосковское «Лебединое озеро» из Новосибирска

Как же мне греет душу это название! Наконец-то обнаружилось «Лебединое озеро», которое меня не раздражает, и оно оказалось наше местное!

Как же мне греет душу это название! Наконец-то обнаружилось «Лебединое озеро», которое меня не раздражает, и оно оказалось наше местное! Автор — московский житель :):)

Новосибирский балет приехал в Большой театр с нашей же довоенной редакцией «Лебединого озера». Этот балет я обычно я с трудом переношу. Ну не надо мне в театре трагедий и катарсиса — спасибо большое, на это есть ТВ и газеты.
Да еще в «белом акте» лебеди как пойдут шеренгами друг на друга с таким грохотом от каждого прыжка, словно рота солдат на марше… Если честно сказать, то больше они на болотных цапель в этот момент похожи… А ты, зритель, сиди и восхищайся под угрозой общественного презрения. (Вы еще спрашиваете, почему я не пишу на балетном форуме?)

Так вот, новосибирцы привезли постановку легкую, воздушную, без всякой угрозы для истощенной нервной системы зрительского планктона. Декорации есть, что по нынешнему времени уже подвиг, и они оттеняют действие, но не отвлекают внимание на себя. Только я бы убрала замок Нойшванштайн с задника сцены, уж очень его Диснейленд скомпрометировал. Я понимаю, что лебеди как раз к нему относятся, и что, когда делали эскизы, глаз советского человека не был замылен карамельными открытками с заграничных развлекательных аттракционов. Однако само по себе это сооружение наводит на меня тоску.
Зато костюмы хороши чрезвычайно - простые, строгие и, наверное, недорогие, причем такого отменного вкуса, что можно предположить, будто они и не московские вовсе, у нас любят как-то побогаче :)
И, главное, хореография эдакая плавная и закругленная. Я, конечно, не помню наизусть каноническое «Озеро», но мне кажется, что там в основном прямые линии и острые углы, а я - вот перпендикулярно известному поэту - с детства больше люблю овал.

Исполнение тоже не подкачало. Состав смотрите на программке.

Информация там очень скупа и ничего не говорит о том, кто какой театр представляет, так что новосибирцы могут оказаться и петербуржцами. (У Новосибирской оперы и Михайловского театра в Петербурге один руководитель, и он, похоже, считает всех артистов сотрудниками своей частной фирмы, которых можно отправить в командировку даже без именных беджиков) Во всяком случае, принц и принцесса точно оттуда.



Одетта/Одиллия
Барышня необыкновенной привлекательности и такой же гибкости, казалось, она легко может сложиться назад и пополам. Но, дорогие товарищи, какая же это пугливая лебедь? Лично я вижу эмансипированную светскую львицу, к которой боится подойти застенчивый одноклассник. Да и Одиллия как будто крутит свои фуэте не столько, чтобы соблазнить принца, сколько ради эффектного селфи в Инстаграме. А уж в третьем акте — вроде бы погибель пришла всей лебединой стае — так нет же, наша Одетта выходит уверенной поступью: «Да куда он денется, этот принц? А если что, найдем другого!» Не подумайте, однако, будто мне что-то не нравится. Может, режиссер такую задачу поставил?.. Да и с принцем они хорошо друг другу подходят.
Кстати о фуэте, пока мысль не ушла. Очень достойно справилась черная лебедь. Не скажу, было их 31,5 или 33, автор не бухгалтер. Примерно на метр она продвинулась вперед, и на полметра в сторону, но меня это не беспокоит совсем. Я вообще не понимаю, зачем их так много? Ведь все эти трюки нужны не просто так, а для развития образа, разве нет? Так зритель же не полный идиот, уж на восьмом обороте видно, что при таком напоре сил зла у принца нет шансов. А 16 за глаза бы хватило. Дальше зритель начинает сам с собой заключать пари, свалится балерина с пуантов или нет. Ну и кому это надо, зачем здесь олимпийские рекорды ставить?

Однако переходим к Зигфриду.
Он, как говорят нынче, ни разу не принц, а «славный парень с нашего двора». Давешний, в «Спящей красавице» - тот был принц натуральный, за версту видать. А этот зато отлично подходит своей бодрой Одетте — как вышел с открытой всем чародеям улыбкой, так весь спектакль она с него и не сходила. Только этот незадачливый простофиля и мог перепутать свою девушку с другой — ну конечно, макияж, вечернее платье, легко обознаться :)) Но танцует с видимым удовольствием, можно за него порадоваться.

Шут был весел, как ему и положено, и сорвал немало аплодисментов.

"Лебединое озеро", Новосибирск, гастроли в Большом театре, август 2019
"Лебединое озеро", Новосибирск, гастроли в Большом театре, август 2019

Зато Злой гений разозлился не на шутку - не удалось ему попрыгать вволю, партия небольшая. И очень натурально испустил дух, когда принц оторвал ему одно крыло :)

Я всегда за хеппи-энд, но эта сцена поставлена уж очень комично и не экологично. Жалко же птичку! Может, гуманнее было бы со скалы сбросить, как в Стасике? Но выправка у этого злодея сногсшибательная. Если вдруг начальник обоих театров решит запоздало отметить юбилей «нашего всего», то Пушкина понятно кому танцевать, а вот и готовый кавалергард Дантес :)

Характерные танцы на фоне общего оптимизма постановки выглядели несколько меланхоличными. Хоть сапоги шляхтичей и прочих венгерских гусар снабжены настоящими шпорами, но и они не добавляли задора, а звенели с осторожной деликатностью. Это я не в укор, а просто как факт.

В па-де-труа из двух подружек принца мне светленькая больше запомнилась, чем темненькая. А друг принца — или как их партнер называется — по его прыжку и сам может заделаться принцем.
Из трех лебедей центральная определенно хочет сказать режиссеру, что пора ей давать сольную партию, ее пуант все время был на 20 градусов выше остальных. Нет, смотрится все хорошо, просто очень заметна разница.

Маленьких лебедей я предпочитаю видеть на самом деле маленькими. Это и для учащихся балетных школ полезно, и зрителя развлекает. Тут все были взрослые, причем один лебеденок сильно выбивался из стаи и ростом, и типажом, и двигался красиво, но без согласования с другими. Я не специалист, но выглядит это так, что поставили кого-то, кто эту партию обычно не танцует, по соображениям, далеким от производственных. Ну, может, я ошибаюсь… И своим увеличенным числом эти лебеди привели зал в смятение. (Кто спектакль не видел — их 6 против обычных 4; граждане, наведите справки заранее). Мне такая геометрическая прогрессия неожиданно понравилась. То есть я понимаю, что, наверное, танцевать по отдельности проще, чем в жесткой сцепке. Но мне не надо, чтобы исполнителям было трудно, мне надо, чтобы радовало глаз. А обычный галоп лебединой четверки не вызывает в зале дикого хохота только из уважения к артистам. Ну кто может себе представить, чтобы эти грациозные создания так бодро перебирали копытцами, да еще головы поворачивали на команду «равняйсь», прямо как военные пансионерки на Красной площади? Ой, беда с этой оживленной фауной…

Под конец — про оргвопросы. Обычно Большой театр сам печатает гастрольным труппам программки (с рекламой своих спонсоров, понятное дело), а также подробные буклеты формата доброй старой «Роман-газеты». НОВАТ привез собственные, ценой 150 руб. за штуку, комплект — 300. ИМХО, это явный перебор в смысле цены, и недобор по информации. Качество печати программки – как бы это вежливо сказать – совсем никакое. Буклет гораздо лучше, но краток донельзя; он представляет собой сложенную в 4 раза глянцевую полоску; буквально пара строк о каждом балете и хореографах, об артистах — ничего вообще. Обидно…
А так все хорошо, приезжайте еще :)))
P.S.
Дело было в августе 2019 года, через неделю после «Спящей красавицы», про которую написано в предыдущей статье.

Приятно вспомнить, сидя в самоизоляции на фоне коронавируса...