Особая ставка западных, да и многих отечественных историков-демократов делается на раздувание мифа о массовых репрессиях в годы Великой Отечественной войны по отношению к крымско-татарскому, чеченскому и ингушскому народам. Однако если от вымыслов перейти к фактам, то обнаружатся совершенно другие цифры. Об этом красноречиво говорят расчеты даже американца, доктора философии Гровера Ферра.
В частности, он указывает, что в 1939 году численность крымских татар составила 218 тыс. человек, что означает: около 22 тыс., или 10% населения, составляли мужчины призывного возраста. В 1941 году 20 тыс. крымских призывников дезертировали из ВС СССР; к 1944 году те же 20 тыс. крымско-татарских ополченцев перешли на сторону Германии и с оружием в руках воевали против Красной Армии. Таким образом, сотрудничество с гитлеровцами было поистине массовым. За подобное преступление по законам военного времени советская власть могла расстрелять 20 тыс. дезертиров, в лучшем случае приговорить их к тюремному заключению. Однако и то и другое фактически означало бы уничтожение крымско-татарского народа, так как не осталось бы мужчин детородного возраста. Поэтому советское правительство решило выслать в Среднюю Азию целиком весь народ, что и было осуществлено в 1944 году. Им дали землю и на несколько лет освободили от уплаты налогов. Крымско-татарский народ был сохранен.
Также был сохранен чеченский и ингушский народы, мужское население которых массово дезертировало из рядов Красной Армии. Всего за три года Великой Отечественной войны из рядов Красной Армии дезертировало 49 362 чеченца и ингуша, еще 13 389 «доблестных горцев» уклонились от призыва. Более того, с июля 1941-го по 1944 год на территории Чечено-Ингушской АССР органами госбезопасности было ликвидировано 197 банд: 657 бандитов убито, 2762 захвачены, 1113 сдались добровольно. Для сравнения, в рядах РККА погибло или попало в плен почти вдвое меньше чеченцев и ингушей. Это без подсчета потерь «горцев» в рядах гитлеровских «восточных батальонов». Следует отметить, что после депортации чеченцев и ингушей в довольно короткое время удалось покончить с крупными бандформированиями. Поскольку банды не имели социальной базы, поддержки местного населения, то к осени 1944 года значительная их часть была разбита и рассеяна.