В кино снова можно посмотреть фильм «Курьер» Карена Шахназарова 1986 года. Безобидная повесть превратилась в один из символов перемен.
17-летний курьер Иван Мирошников догуливает последние деньки перед уходом в армию. Парень катается на скейтборде, знакомится со студенткой МГУ Катей, ходит на вечеринки и успешно троллит окружающих.
С «Курьером» получилась забавная история. Главным персонажем фильма был не бунтарь, не интеллектуал и уж точно никакой не герой. Иван Мирошников по факту является антиподом условного Холдена Колфилда (герой романа Селинджэра «Над пропастью во ржи»), Моро (главный герой фильма Рашида Нугманова «Игла») или Бананана (главный герой фильма Сергея Соловьева «Асса»). Он простой молодой парень, который не поступил в институт и ждет армейского призыва. Но даже такой с первого взгляда безликий герой сумел стать символом перемен в отдельно взятой стране. Иван безразлично плывет между двумя мирами - старым (умирающий СССР) и новым (Россия). Он постоянно троллит взрослых, которые от него что-то хотят. Определяющий момент фильма, когда Иван с безразличным лицом произносит гениальную фразу:
Я мечтаю, чтобы коммунизм победил на всей земле
Зрителю становится понятно - всей этой утопичной истории с СССР приходит конец. И об этом говорит не какой-то интеллектуал под песни Кино, а простой парень.
Тут нужно отметить великолепную игру Федора Дунаевского. Известно, что он скрупулёзно создавал образ Ивана, постоянно спорил с режиссером, переписывал фразы и пытался влиять на съемочный процесс. Таких актеров называют сложными, но результат того стоил. Оказалось, что между Дунаевским и Немоляевой (юная Катя) была та самая актерская химия. У двух непрофессиональных на тот момент актеров получилась одна из лучших экранных пар в истории советского кино. Басилашвили, Чурикова и Смирнов блестяще дополнили картину.
Еще одно достоинство картины - наличие актуальной музыки. Сцена с брейкдансом под Rockit, околонововолновая песня Машины Времени Гололед, Hi-NRG-трек Somebody Бобби Орландо. Минкультовские товарищи даже разрешили вставить песню Джорджио Мородера и Пола Энгемана Shannon’s Eyes. И вишенка на торте - главную тему для фильма написал советский электронщик Эдуард Артемьев.
Шахназаров успешно попал в разлом между прошлым и будущим. Режиссер отчетливого показал не просто конфликт отцов и детей, а гигантскую пропасть между весьма сомнительным прошлым и крайне туманным будущем. Главный абсурд в том, что Карен Шахназаров со временем превратился в лицо современной пропаганды из телевизора для аудитории 50+. Как будто вовсе и не он снимал революционное кино, а кто-то другой.