Думаю, что видео на канале Дзена "Интеллектуальная психология" попалось мне не случайно. Называется ролик
«Начал - бросил. Психолог о жизненном сценарии "ПОЧТИ"…
Как будто кто-то со стороны наблюдал мое недавнее состояние и буквально прочитал его на расстоянии.
Профессиональный психолог всего за несколько секунд заставил меня притормозить и задуматься о причинах, которые влияют на желание иногда бросать начатое дело.
Что удивительно, эти дела чаще не связаны с обязательствами перед другими людьми. Тут, в моем случае, объективно все в порядке. Срабатывает «надо» вместо «хочу» и находится мотивация.
Но субъективно, что касается движения к целям, которые сама себе же ставила для личного блага, гораздо сложнее.
Что происходит? Личные цели меняются, люди и обстоятельства вносят корректировки в ожидания результатов или сам процесс достижения разочаровывает?
Александр Шахов рассказывает о том, почему у многих из нас в большинстве случаев важные, на первый взгляд, дела заканчиваются «почти» сделанными или прекращают свое развитие, так толком и не начавшись.
Не доделали, не досмотрели, не дослушали, не догнали…
Автор видео приводит в пример одну из возможных причин поведения «не до…», разбирая историю знакомого парня, возможно своего клиента.
Большинство наших проблем родом из детства. Вот и здесь речь идет о том, что некий родитель собственноручно, не догадываясь о том, остановил формирование чувства победы у своего сына. И уже не в счет, что ребенок приложил не мало усилий, добиваясь успеха.
Мальчик с раннего возраста занимался настольным теннисом и упорно тренировался, мечтая стать профессиональным спортсменом. Первым большим его стремлением было выиграть сначала у своего отца. И как только отец почувствовал преимущество сына – сам прекратил игру.
Что в итоге получил ребенок? Прочно закрепил в памяти «почти» результат и перенес этот опыт на свою дальнейшую жизнь.
Приятно отметить, что А. Шахов – один из немногих специалистов, который приводит лишь одну из возможных причин «не до», но не настаивает на ней, как конечной. Иначе я и ролик до конца не досмотрела бы. Выглядело бы слишком уж шаблонно.
Родители и школа учат нас любое начатое доводить до логического завершения. В идеале - с благополучным исходом. И этот постулат считается в обществе нормой, определяющей уровень отношения к нам.
Но где та грань, когда мы сами можем решить: «почти» — это «хватит» или «нужно еще себя заставить»?
Это как в народной сказке с булыжником, на котором начертаны три дороги. Выбирай!
Первая: не интересно - «Не хочу!».
Вторая: «продолжи - хуже не будет, тоже опыт». И пока сохраняется любопытство.
Третья: есть цель глобальная – «Надо во что бы то ни стало!».
_____________________________
Простой способ «осилить дорогу», не совершая насилия над собой пришел неожиданно, по наитию.
Как это на практике?
Беру и делаю, одновременно проговаривая в голове совершаемые в настоящем времени действия: «открываю» - вместо «нужно открыть», «ищу» - вместо «надо найти», «пишу» - вместо надо написать» и так далее.
Наш мозг и организм в целом не успевают подумать о том, насколько задачу выполнить сложно или не комфортно, а значит – не могут саботировать действия. Трудимся без принуждения.
Результат – доведенное до ума дело без поиска выгодной мотивации, самоуговоров и угрызений совести.
Попробуйте! Может это прием и Вам поможет завершить то, что так долго откладывали.
Благодарю, что читаете.