Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Есть люди, которые оставили значимый след в мировой культуре, не являясь при этом сами создателями каких-либо произведений. Их роль заключалась в том, чтобы помочь другим создавать шедевры и потом сделать эти произведения достоянием человечества. К таким людям относился знаменитый русский импресарио Сергей Дягилев. Всю жизнь он был окружен творческими людьми, и сам был очень талантлив, однако это был талант импресарио - человека, организующего художественные события.
Благодаря Дягилеву русское искусство начала ХХ века стало всемирно известным.
Интересно, что, несмотря на плотное окружение, состоящее из выдающихся художников, Дягилев не очень любил им позировать, так что его портретов осталось совсем мало. По сути, есть только два известных изображения - рисунок Валентина Серова 1904 года и картина Льва Бакста 1906 года, где импресарио изображен на фоне сидящей у стены старенькой няни. На обоих портретах Дягилев показан в похожем ракурсе и прямо смотрит на зрителя. На рисунке Серова ему 32 года, на картине Бакста - 34.
Это элегантный молодой мужчина с тонкими усиками, которого вполне можно назвать красавчиком. Характерно, что уже в таком возрасте у него спереди на волосах был седой клок.
Дягилев всегда одевался с иголочки и был, в общем, франт и модник. Как бы сказали сейчас - стильный чувак. Его отец был кавалергардом, а мать умерла, когда Сереже было всего несколько месяцев. Воспитывала его мачеха, притом она любила мальчика фактически как родного сына. Семейная атмосфера была доброй, но Сергей рос с ощущением своего внутреннего одиночества. Чтобы преодолеть это чувство, он постоянно окружал себя людьми, был очень общительным. Его обаяние привлекало к нему сердца.
С детства самыми близкими людьми для Сергея стали его няня и слуга Василий. Недаром Бакст изобразил его с няней.
Дягилев обладал воистину фонтанирующей энергией. Идеи били из него ключом. Его девизом была фраза «Сжигать то, чему поклонялся, и поклоняться тому, что сжигал». Устремленный ко всему новому, смело пересматривавший устоявшиеся каноны в искусстве, Дягилев был дразнилкой для признанных авторитетов, уверовавших в свою непогрешимость. Как только его не поносил, например, знаменитый Стасов, теоретик реализма!
Дягилев же был от кончиков своих лакированных туфель до франтоватого цилиндра весь в стихии эстетики модерна.
Он создал изысканнейший журнал "Мир искусства", вокруг которого объединились прекрасные художники, поэты, писатели. Дягилев организовывал выставки, которые становились сенсацией, устраивал зрелища, которые невозможно было забыть. Просторы России стали ему тесны. Он повез русскую оперу и балет в Париж и начал там знаменитые "Русские сезоны". Именно благодаря ему понятие "русский балет" стало означать "лучший в мире балет".
Темпераментный, увлекающийся, Дягилев не был ангелом во плоти. Многие его упрекали в неверности, бывшие друзья становились врагами... Самым близким другом для него стала Миси Серт, которой Сергей говорил: «Ты единственная в мире женщина, которую я мог любить». С женщинами он дружил, отношения с мужчинами были полны противоречивых страстей.
Последней его любовью был танцовщик Серж Лифарь. Он соперничал в этом с Борисом Кохно, и чуть не передрался с ним буквально у одра умирающего Дягилева за его золотые запонки с горным хрусталем и флакон духов Рenhaligon’s Hammam Bouquet, уже к тому времени наполовину использованный. Молодые люди хотели сохранить у себя эти мелочи на память о Сергее Дягилеве.
Почитайте еще на моем канале:
Девичья честь и ее отсутствие: как это показано в искусстве
Существовали ли реальные прототипы легендарных Ромула и Рема?
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа:
Сворованный у эстонцев фонтан в Феодосии