Миф первый: «Немцев завалили трупами»
В 90-х годах пересчетом наших потерь занималась специальная комиссия Генштаба Министерства Обороны РФ под руководством генерала Кривошеева. Комиссия пыталась высчитать реальные цифры потерь по донесениям штабов частей и соединений. И вообще, полностью перелопатила весь массив документов, хранившийся в Центральном бюро по учету потерь. Комиссия установила: «В годы Великой Отечественной войны СССР потерял безвозвратно (это демографические военные потери, куда входят убитые, пропавшие без вести, умершие от ран и не вернувшиеся из плена) 8,6 миллионов человек».¶Немецкие войска потеряли на Восточном фронте порядка пяти миллионов человек. Союзники Рейха – полтора миллиона человека. Соотношение наших и вражеских потерь 1,3 к 1. Тезис «завалили немцев трупами» - лживый.
Миф второй: «Заградотряды стреляли в спины из пулеметов»
Эта ложь, еще один пример фашистской пропаганды, пережившей капитуляцию. Появилась она на первом этапе войны, ближе к осени, когда стало ясно, что блицкриг провалился и вермахт ждет непредсказуемая зимняя кампания. Так же, нужно было объяснить населению Германии и солдатам необычайно-высокий уровень потерь в России, особенно в сравнении с легкой прогулкой Гитлера по Европе.
Разумеется, заградотряды в Красной армии были, как и во всех армиях мира. Их задача – контролировать обстановку в прифронтовой полосе, задерживать и фильтровать беспорядочно и без приказа отступающих бойцов, выявлять диверсантов и агентов. Известны сотни примеров, когда именно заградотряды становились единственным заслоном на пути наступающих немцев.
«29 августа с.г. штаб 29 стр. дивизии 64 армии Сталинградского фронта был окружен прорвавшимися танками противника, части дивизии потеряв управление в панике отходили в тыл.
Действующий за боевыми порядками частей дивизии заградотряд (начальник отряда лейтенант госбезопасности Филатов), приняв решительные меры, приостановил отходящих в беспорядке военнослужащих и возвратил их на ранее занимаемые рубежи обороны.
На другом участке этой дивизии противник пытался прорваться в глубь обороны. Заградотряд вступил в бой и задержал продвижение врага». Источник: Справка ОО НКВД СТФ в УОО НКВД СССР о деятельности заградительных отрядов Сталинградского и Донского фронтов, октябрь 1942 г.
Миф третий: «В блокадном Ленинграде партийцы жрали пирожные».
Это тоже геббельсовская ложь, созданная по канонам военной пропаганды – «стравить в стане врага солдат и вождей». Любопытно не то, что ложь оказалось живой в 21-ом веке, а то, что ее стали дополнять и раскручивать наши современники. Обычно эти люди ссылаются на так называемые блокадные «Дневники Рибковского» - записки некоего инструктора Ленинградского обкома, которого отправили «поправить здоровье» в какой-то пригородный партийный санаторий. Автор описывает какие-то совершенно невозможные пиры, и умный человек понял бы, что это лишь фантазии умирающего от голода… Кстати, так и случилось, Рибковский блокаду не пережил, умер в 1944 году. Откуда же в 21-ом веке взялись его дневники? Из ниоткуда.
Никто не видел оригиналов дневников, их не верифицировали специалисты. Известно, что дневники якобы хранились в Центре Документации «Народный архив», созданном на деньги Фонда Сороса в 90-х годах так называемым «прорабом перестройки» Александром Яковлевым. Архив состоял из «личных фондов участников диссидентских движений». В 2006 году «Народный архив» почему-то прекратил свое существование. Все сайты, на которых пытались размещать оцифрованные документы, давным-давно закрыты и снесены. Куда делась коллекция документов, неизвестно. Впрочем, «Народный архив» выполнил свою задачу – «Дневники Рибковского» стали историческим документом, реальностью.
Но есть и другая реальность – самодельный тряпочный кисет, в котором «обжиравшийся пирожными Жданов» носил свою пайку хлеба. Но самое жуткое свидетельство о том, как жила номенклатура и партийное руководство блокадного Ленинграда – дистрофия у пятилетнего сынишки Алексея Кузнецова, второго секретаря обкома, правой руки Андрея Жданова. Дистрофия у сына, по сути, второго человека в руководстве Ленинграда!