Многие из нас знают, насколько трепетно в Японии относятся к оружию. Не раз мы видели, как меч называют не просто “оружие”, а “душой самурая”. Подобный культ меча, в свою очередь, породило этику обращения с мечом, нарушение которой можно было смыть только кровью. И в этой статье мне бы хотелось затронуть тему обращения с оружием в средневековой Японии.
Как и во многих государствах, в Японии право носить длинный меч закрепилось за самураями и придворной аристократией. Горожане имели право носить только короткий меч, но лишь во время больших праздников или путешествий. Крестьянам и вовсе запрещалось иметь оружие. К тому же меч разрешалось носить и женщинам из самурайских семей, если те находились в дороге одни.
Итак, какой же этикет меча был принят в Японии? Он имеет огромное количество правил, регламентов и положений, которые появлялись и дорабатывались на протяжении веков. Мы рассмотрим только некоторые из них:
- Если меч был заткнут за пояс с правой стороны или положен справа от себя, то это означало доверие к собеседнику. Вы спросите, почему именно так? Потому что именно из этого положения меч было труднее всего привести в боевую готовность.
- При приветствии стоя, его следовало держать правой рукой за ножны возле гарды. Сидя меч клали справа рукоятью вперед и лезвием к себе.
- В дом самурая в длинным мечом за поясом мог войти только глава клана (даймё) или самурай, что был рангом выше хозяина. В иных случаях меч следовало снять в знак чистоты помыслов и оставить в прихожей.
- Если визит был длителен, а обстановка предполагала дружелюбную атмосферу, короткий меч также было необходимо снять. Короткий меч также располагался справа от сидящего, однако, в отличии от длинного, рукоятью к владельцу, а клинком в ножнах - к хозяину дома. Интересный факт: если повернуть меч рукоятью к противнику, то это считалось неуважением, ведь в таком случае словно бы показывалось - вы отвратительный фехтовальщик, не способный воспользоваться таким положением оружия.
- Также, при визите, движения в сторону меча гостя считались недостойными, а попытки коснуться его или оттолкнуть и вовсе могли быть восприняты, как вызов.
- Мечи всегда занимали самое видное место в доме самурая – в специальной нише (токонома) в главном углу комнаты на подставке для мечей. Горизонтальная подставка для мечей называлась катана-какэ, а вертикальная – тати-какэ.
Качественное оружие в Японии почиталось настолько высоко, что была даже специальная традиция, называемая церемония “любования мечом”. Ведь для хозяина меча считалось большой честью, коли гости выражали восхищение его мечами. Как же она проводилась? Все было одновременно очень просто, но регламентировано настолько, что расписывались не только жесты, но и реплики участников церемонии. Меч передавали для показа только рукоятью к себе. При его демонстрации полагалось вытаскивать из ножен только ту часть клинка, что находилась у гарды, и делалось это неспешно, постепенно. Далее оружием любовались, наклоняя под разными углами к свету, но обнажать его полностью строго воспрещалось, так как могло быть принято враждебно. Более того! Обнаженный клинок нельзя было трогать руками. Только листом рисовой бумаги или шелковым платком.
По отношению к оружию японцы зашли очень далеко. Так, обнажение любого оружия на улице, бряцание им или удар ножнами о ножны - все это было равнозначно вызову, за которым следовал удар без предупреждения. Поэтому даже копья яри и нагината полагалось переносить в ножнах или чехлах. Некоторые считают, что даже левостороннее движение в Японии обязано своим происхождением именно привычкам самураев, которые могли не опасаться задеть ножны друг друга только при левостороннем передвижении.
Еще одним важным моментом в этикете меча является особый порядок его вкладывания в ножны. Например, перед тем, как вложить меч в ножны, с него стряхивают кровь. При этом совершенно неважно, есть она там на самом деле или нет. Но! Это еще не все. Стряхнуть кровь можно несколькими способами, которые также описывались в этикете. При этом приемы можно сочетать между собой и добавлять в них что-то новое.
И в конце мне бы хотелось осветить еще один аспект взаимоотношения человека с мечом в японском этикете оружия, без которого наша маленькая картина будет неполной. Он довольно специфичен и нам, как современным людям, может быть не очень ясен. Речь идет об испытании оружия в деле, что хочет совершить практически любой, берущий в руки меч. Было время, когда самурай имел законное право на “пробу меча”, появившееся в XVII веке и заставляющее принять строгие нормы поведения. Заключалось оно в следующем: воин имел возможность спокойно разрубить своим мечом любого нищего или бродягу. Позднее, в эпоху правления Токугавского сёгуната, новые клинки испытывались на телах уже казненных и лишь в исключительных случаях рубили живого преступника. Процедура проходила в соответствии с утонченным регламентом. Действие было расписано по минутам и сантиметрам, а его участники обладали соответствующими рангами, полномочиями и знанием особого этикета. Искусство “тамэсигири” (рассечения предметов) в приложении к испытаниям меча являлось клановым достоянием, и к телу допускали не каждого. Если вам интересно рассмотреть это подробнее, то вам следует ознакомиться с семейством Ямада, что служили государственными испытателями мечей.
Меч в Японии, в качестве одного из обязательных составляющих жизни, в течение без малого тысячи лет, оброс внушительным собранием ритуалов и правил, регламентирующих абсолютно все формы взаимодействия “человек-оружие” и “человек-человек”. Ведь в ту эпоху оружие было неотъемлемой и важной частью жизни. И я надеюсь, что моя небольшая статья помогла хоть немного приоткрыть завесу этих сложных взаимоотношений.
Спасибо за уделенное время! Оставляйте комментарии, лайки, делитесь впечатлением.