«От учителя школы до преподавателя университета» — именно так мне хотелось бы начать свою статью. Всё дело в том, что я уже более 10 лет работаю учителем информатики в школе и параллельно обучаю студентов в университете этой же профессии. Как говорится, преподаватель-практик.
Не могу не высказать своё мнение по поводу конференции, которая прошла 4 декабря по искусственному интеллекту. В ней принял участие Владимир Путин и конечно мне было очень интересно услышать про совершенствование в преподавании этого предмета.
Ниже приведу несколько цитат из речи Владимира Путина и дам им небольшой комментарий от себя:
«...школьники всё ещё изучают языки, элементы программирования, которые применялись даже в прошлом веке...»
На самом деле, проблема вовсе не в языках программирования, которые сейчас изучаются в школе, а вообще в преподавании информатики. В настоящее время очень мало грамотных и профессиональных специалистов в этой сфере, способных на высоком уровне вести этот предмет. И сразу возникает ещё одна проблема, а всем ли ученикам нужно осваивать программирование? Помимо этого, есть очень много других направлений, которые в будущем принесут намного больше пользы этому ученику.
«...Нужно значительно расширить существующие рамки преподавания информатики, чтобы дети буквально со школьной скамьи учились запускать собственные стартапы, использовали передовые технологии в разных областях жизни, приобретали не только цифровые навыки, но и так называемые soft skills – умели работать в команде, творчески мыслить, самостоятельно принимать решения...»
Здесь согласен на все 100%, но у меня сразу возникает другой вопрос, а этому тоже должен учить учитель информатики? Тогда где найти такого универсального специалиста?
Не буду в этой статье я рассуждать про то, что форма урока ещё более устарела и то, что нужно идти от потребностей и способностей ученика, а не просто делить детей по возрасту и формировать в школе параллели. Тут даже не очень сильно помогает создание образовательных профилей.
Итак, задача учителя заключается в том, что ему нужно научить ученика определённым знаниям, умениям и навыкам. Ещё сформировать определённые компетенции, но это сейчас не играет столь важной роли. Учитель — творческая профессия и тут важным качеством педагога является возможность передать свои знания и опыт ученику. Любой учитель, всегда учится своему предмету на протяжении всей своей педагогической карьеры. Осваивает современные информационные технологии и готов выполнять все возложенные на него обязательства. Но, а на сколько хватил сил такому педагогу?
Теперь, перейдём немного ближе к учителю информатики. Выпускник школы, поступает в педагогический университет на учителя информатики и при этом вступительным экзаменом является чаще всего обществознание. Уровень подготовки абитуриента по информатике чаще всего достаточно низкий. Года четыре, такой студент учится и осваивает профессию учителя информатики. За время обучения осваивает множество различных и современных направлений от робототехники до STEAM-образования. После чего не идёт работать в школу и на это у него есть свои причины. А кто же будет работать в школе учителем информатики?
Подводя итог, хочется сказать одно, в любом профессиональном деле должен быть узкоспециализированный специалист, знающий своё дело. Например, нужна совместная работа педагога и технического специалиста в своей области (например, программиста). Это касается не только школ, но и университетов.