Найти в Дзене

АГРЕССИЯ. Запретить нельзя приручить.

АГРЕССИЯ. Запретить нельзя приручить.

Зарисовка из жизни

----------------------------------------------

В ноябре впервые за 2.5 года Кате пришлось расстаться с сынишкой на несколько дней. Повод был весомый: вся семья ждала появления на свет нового человека. Пришёл важный день, и Катя с подготовленной сумкой отправилась «за сестренкой». Сын остался с папой.

Роды прошли вполне благополучно, и уже через 4 дня Катерина была дома с долгожданной дочкой. Только вот насладиться первыми днями с младенцем дома не получалось. Первенец часто плакал, кричал «уйди», «плохая мама», «нехорошая сестренка», «не люблю». От усталости и огорчения на глаза наворачивались слезы, но Катя держалась: «Сынок, плохо так говорить, не надо! Ты привыкнешь, малышка подрастет, вы будете вместе играть». Уговоры, подарки и даже время, выделенное специально для общения со старшим – ничего не помогало, мир не восстанавливался.

И тогда Катя (умница!) отправилась к психологу. Придя домой после консультации, она первым делом бросилась на балкон, нашла коробку от кухонного комбайна, достала пенопласт и вручила его сыну. Она показала, как от сильного нажатия или удара, тонкий материал ломается, трещит, разбрасывая вокруг множество белых шариков. Малыш попробовал раз, другой, и стал повторять это с всё нарастающей силой. Через 30 минут вся квартира была усыпана слоем белых пенопластовых шариков. Особенно сложно было это выдержать мужу, но Катя усадила его за стол, сварила кофе и объяснила важность происходящего.

Раскрошив всё до последнего кусочка, мальчишка прибежал на кухню, залез к папе на колени, прижался и уснул. Убирая мусор, Катя плакала. Она ощутила, насколько больно и страшно было её старшенькому, сколько злости скопилось в этом маленьком теле. Мир его рухнул, но при этом родные изо всех сил делали вид, что ничего не случилось, не понимая его боли.

После этого «белого» вечера жизнь стала налаживаться, отношения потеплели…

----------------

Из опыта работы

Фигурки членов семьи в моем кабинете чего только на себе не испытывали: дети закапывали их в песок, кидали, боялись, сбивали мячами, они дрались. И это не означает, что эти ребята растут в неблагополучных семьях. Все мы не идеальны и порой можем обидеть своих детей. Но при этом часто запрещаем проявлять естественные в ответ на обиду эмоции: «Разве можно говорить, что мама нехорошая, ай-яй-яй?!»

Игры в семью на логопедических занятиях
Игры в семью на логопедических занятиях

Так копятся и запираются в теле агрессия и страх. Чувства, которые сковывают изнутри, негативно влияют и на соматическое здоровье, и на интерес к миру, и на развитие.

Что же делать?

Дать возможность выпустить пар. С дошкольниками и младшими школьниками негативные эмоции отрабатываем в играх (хотя я порой и с подросточком устраиваю «махач» подушками).

Какие телесные игры помогут:

- драка подушками,

- куча-мала с возможностью «помутузить» друг друга,

- игры-зажималки: взрослый обвивает ребенка руками-ногами, малыш пытается выбраться из капкана.

Выделите место и/или игрушки, на которых ребенок сможет отработать, выплеснуть агрессию – боксёрская груша, фитбол, мягкая игрушка. Используйте сенсорные материалы в играх. Например, солёное тесто совсем не расстроится,если с силой побить его кулаками.

Не забывайте обсуждать, какие ситуации вызывают негативные эмоции, рассказывать о своём эмоциональном состоянии и том, какое отражение чувства находят в вашем теле (полезно отследить и для самих себя).

Важный момент! На занятиях чётко прослеживается взаимосвязь: после агрессивных игр с фигурками членов семьи, ребенок становится заметно мягче, податливее, охотнее сотрудничает и проявляет познавательный интерес.

P.S. Я вот недавно начальника расстреляла. На пейнтболе)

-2