Найти в Дзене
Божественные комедии

"Сита и Рама". 90-92 серия. Дар бессмертия

Ашрам Ришьяшринги. Рама рассказывает о заслуге мудреца, проведшего обряд, благодаря которому родились четверо сыновей Дашаратхи, и своей сестре Шанте. Сита отвечает, что рада будет с ней познакомиться. Это взаимно: Шанта счастлива визиту повзрослевших женатых братьев, рада знакомству с невестками и желает им счастья. Девушки нравятся ей. Шанта лишь советует невесткам не торопиться осуждать ее братьев, если они не сразу научатся справляться с новой для себя ролью мужей. Сита просит отшельницу поехать с ними в Айодхью. Шанта растрогана, но отказывается, ведь она замужем, теперь ее дхарма здесь. Но братья могут погостить, ей будет приятно... Пусть хотя бы переночуют! На этот раз возражает Рама -- ведь матери в Айодхье так давно ждут. Но и сестру следует уважить...

Мандодари по совету матери посещает дворец Лунной богини Рохини, супруги Чандрадэва, в поисках нектара бессмертия. Рохини согласна сказать, где находится амрита, но уверена, что Мандодари не помогут эти сведения. Добыть амриту может только тот, кто безгрешен. Богиня приводит Мандодари на серебристую лунную равнину. Амрита где-то здесь, но найдется ли она -- Божья воля. Царица молится, прося о возможности получить нектар, если она заслуживает этого своей преданностью и любовью к супругу. В ответ на ее молитву из-под серебряного песка является сосуд с амритой... Интересно! Несмотря на то, как нам показали начало их брака, получается, что жена Раваны действительно любит его...

Шанта расспрашивает Ситу о ее отношениях с Рамой. Сама она вышла замуж из чувства долга. Шанта признается, что у них с мужем ушло около двух лет на то, чтобы притереться друг к другу, но сейчас они счастливы. Сита отвечает, что всегда мечтала иметь мужа, похожего на ее отца Джанаку, и в лице Рамы нашла нужного человека.

На следующий день едут дальше. Рама рассказывает Сите историю своих предков. В частности -- историю Харишчандры... правда, в самой вегетарианской из всех версий и с некоторыми пояснениями, придающими истории несколько более приглядный вид (в частности, отказ Харишчандры царице в ритуалах для сына объясняется тем, что он, собирая плату с несчастных, отдававших последнее, не считает возможным сделать исключение для себя и своей семьи, а не зацикленностью на дхарме раба, внезапно перевесившей все прочие). Сита отвечает, что горда быть невесткой династии Рагху.

Ланка. Мандодари радостно сообщает Вибхишане, что достала амриту, осталось напоить ею Равану. Вибхишана возражает: если братец будет знать, что теперь бессмертен, то вовсе берега потеряет. Надо как-то тайком... Дождаться, пока заснет, и переместить амриту в его тело магически.

Послушав деверя, Мандодари приносит мужу волшебную гирлянду. К слову, Равана явно рад видеть жену и ведет себя как нежный супруг. Он с радостью принимает подарок, наводящий на него сон. Сосуд с амритой, благодаря волшебству Вибхишаны, чудесным образом проникает в тело Раваны... Вот интересно! Надо будет уточнить, но в каноне я этого не помню. Между тем, сюжет с сосудом амриты, скрытом в теле Раваны, действительно существует. По этой версии Рама не мог справиться с Ланкешем, пока одна из стрел не выбила флакон у того из организма... Надо покопаться, откуда это... Вибхишана превозносит невестку, называя первой женщиной, которая силой своего благочестия сделала мужа бессмертным. Странно, а как же Вринда?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

На Кайласе встревоженная Парвати сообщает о случившемся Шиве. Шива безмятежен и советует супруге не переживать -- Вишну все решит.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Меж тем проснувшийся Равана нисколько не насторожен тем, что его коварно усыпили, но озадачен ощущениями. Его сила возросла так, что дворец содрогается. И дар телекинеза откуда-то взялся. Равана бросается пробовать новые силы, едва не устроив землетрясение. Ланкеш в восторге, Вибхишана -- нет.

Айодхья. Процессия въезжает в городские ворота. Во дворце суета, но это скорее от нервов, все уже сделано. Мантхара мечтает, как осыплет цветами Бхарату и его жену. Однако ей придется подождать, ибо Рама, как водится, остановился, чтобы пообщаться с народом. Народ счастлив. Сита тоже -- она воочию видит любовь людей к ее прекрасному принцу.

Но вот, до дворца наконец-то добрались! Закончилось ожидание цариц...

На пороге дома мужа невеста должна опрокинуть кувшин с рисом и войти, окрасив стопы в куркуме, уподобившись богине Лакшми... Так объясняет Васиштха, который, видимо знает, что сейчас Лакшми войдет во дворец вовсе не в фигуральном смысле. Сита, как старшая невестка, должна сделать это первой, но она просит позволить всем сестрам войти одновременно.

Свадьба завершена. Но опять же не все счастливы. Мантхаре ночью снится кошмар...