Найти тему
Белорус и Я

Что мы увидели в Чечне, рассказываем и показываем, часть 1

Оглавление

География Союзного государства

Тихий-тихий Грозный

Российские и белорусские журналисты побывали в Чеченской Республике: забрались в горы, полетали в аэротрубе, посмотрели, как собирают «Лады» в Аргуне

При посадке в грозненском аэропорту Северный наш самолёт хорошенько тряхнуло. «Ну вот, началось», – нервно подумал я. Но в итоге за всю поездку в Чеченскую Республику это был единственный неприятный момент.

все галереи созданы для того, чтобы их листать!!!

Чёрно-белая карточка разрушенного Грозного в Цветочном парке резко диссонирует с тем, что мы видим вокруг. На фото нет ни одного целого здания, и это не такой уж и ретроснимок, сделан он всего 20 лет назад. В 2003 году ООН признала Грозный городом, с 1945 года претерпевшим самые большие разрушения в мире. Столицу республики даже хотели перенести в Гудермес, но в итоге решили восстановить.

– Моё детство прошло на руинах, – рассказывает представительница Министерства туризма республики Дагмара Исакова. – Мы жили в подвале, потому что наш дом был разрушен. Говорили, что город восстановят через 20–30 лет. Но он обновился гораздо быстрее, возродился, как птица феникс из пепла. Многие дома восстанавливали по старым чертежам и снимкам, чтобы выглядели точь-в-точь как до войны. И сейчас вы видите, какая здесь красивая архитектура.

Оглядываемся вокруг – действительно, красота. Тёзка датской принцессы, матери последнего российского императора (к нашей Дагмаре эта история не имеет, конечно, отношения, её назвали так, чтобы было созвучно с именем мамы – Тамара, а дочка Дагмары – Ламара), ведёт нас, участников пресс-тура, организованного Постоянным Комитетом Союзного государства, по грозненскому Арбату – проспекту Махмуда Эсамбаева. Великий чеченский танцор умер в 2000-м, так и не увидев восстановленный город. Теперь он смотрит на нас со стены одной из грозненских пятиэтажек. На местном Арбате пока нет художников, не играют Цоя уличные музыканты. Но можно просто прогуляться или посидеть в многочисленных кафе.

По проспекту Эсамбаева выходим на центральную площадь, оттуда открывается потрясающий вид на мечеть «Сердце Чечни». Её начали строить в апреле 2006-го и возвели за 2,5 года, когда в республике ещё действовал режим контртеррористической операции. Высота центрального купола – 36 метров, а минаретов – 63. Получилась уменьшенная копия Голубой мечети в Стамбуле, только там шесть минаретов, а тут четыре. Отделана мечеть травертином – из этого камня когда-то был построен Колизей. А украшена она хоть и в традиционном османском стиле, но с народными чеченскими орнаментами. Ручная роспись, без трафаретов, краски не померкнут и через 100 лет. Здорово смотреть на мечеть ночью – в свете 120 тысяч светодиодных лампочек она особенно красива.

Позади «Сердца Чечни» бьётся деловое сердце города – башни Грозный-Сити, мы жили в одной из них. Где-то здесь есть и квартира, подаренная Жерару Депардье. Эти небоскрёбы было решено возвести на берегу реки Сунжи, хотя город находится в сейсмоопасной зоне. Здания должны выдержать подземные толчки силой девять баллов. Когда пару лет назад Грозный тряхнуло вполовину слабее, жители башен узнали об этом только из звонков обеспокоенных друзей.

Здесь всё сделано с размахом. Диаметр часов на одной из высоток – 14 метров. Высотой они с трёхэтажный дом, а весят почти пять тонн. Напротив запланировано строительство ещё одной высотки, 102-этажной Ахмат-тауэр, способной превзойти Грозный-Сити вдвое.

Мечеть «Сердце Чечни» стоит на проспекте Владимира Путина, а единственный в Грозном православный храм Михаила Архангела – на проспекте Ахмата Кадырова. Судьба у него трагичная: заложенный терскими казаками и освящённый в 1890 году, после революции он был закрыт большевиками. В первую чеченскую войну серьёзно пострадал, а во вторую был практически разрушен: рухнули все перекрытия, службы шли в подвале. Настоятелей несколько раз похищали бандиты. Восстановили церковь фактически с нуля в 2006 году, открыли на Пасху.

А в 2018-м бандиты снова напали на храм, тогда погибли двое полицейских из Саратова. Как напоминание следы от пуль на стене. Поэтому теперь попасть в храм можно, только пройдя через рамки металлоискателей.

-9

Продолжение следует.

часть 2, часть 3 (будут скоро)

Максим ЧИЖИКОВ, Москва – Грозный

Фото: Михаил ФРОЛОВ

© "Союзное государство", № 12, 2020

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Наш агент увидел Венецию без туристов

Краснодар: Собачкина столица

Дом с картинками

Да ты Орёл!