Здравствуйте, дорогие читатели! Рад приветствовать вас на моем канале о красоте.
На этот раз разговор пойдет о музеях изящных искусства и их посетителях, очень разных.
Помните у Аркадия Райкина: «В Греческом зале, в Греческом зале... Ах, Апполон, ах Апполон...» (автор монолога М. Жванецкий)? Про алкоголика, который в музее не знал, чем открыть консервы в томате на «закусь»?
Вот и мы – о музеях и, условно говоря, о «греческих залах». Для посещения которых нужно лишь понимать изобразительное искусство.
В моем архиве давно лежит снимок советских времен, по сути – архивный: партработники и космонавт перед мраморной богиней... Ни даты, ни автора нет.
Что и говорить: искусство завораживает. Посмотрите, как замер у скульптуры Венеры ценитель изящного и историк искусств Бернард Беренсон, которого фотограф запечатлел в римской Галерее Боргезе.
Походы в музеи изящных искусств полезны для души, они облагораживают и воспитывают чувство гармонии и прекрасного. Но к этому чувству надо придти.
Во времена фестиваля молодежи и студентов в Москве, когда в советскую жизнь ворвался глоток воздуха, в журнале «Крокодил» появилась карикатура: горе-администратор, борец «с безнравственностью», надел трусы и огромные солдатские сапоги на античную скульптуру обнаженного Аполлона.
А мраморной Венере для прикрытия «стыдных грудей» нацепили ужасного вида советский бюстгальтер, похожий на бронежилет. Дабы привести «непристойное искусство» в надлежащий вид, чинуша на карикатуре «одел» даже гипсовых ангелочков-младенцев.
Владимир Высоцкий в песне высмеял таких «моралистов», предостерегавших туристов СССР от «тлетворного Запада»:
Так что табуирование тела имеет длинную историю, начиная от борьбы со «смелыми» купальниками в начале 20-го века до нынешних пресловутых «+18».
Между тем ничего постыдного в обнаженном теле нет – и прекрасные скульпторы-греки, и прекрасные римские скульпторы, и художники Средневековья, Возрождения, да и все дальнейшие творцы ваяли и рисовали восхитительные тела нимф, богинь, купальщиц и просто девушек. И каждая из этих работ была песней и не повторяла другую – потому что красота женского и мужского тела бесконечна и неисчерпаема.
В прошлом году знакомые повели в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (в Москве на ул. Волхонка) четвероклассницу Соню. А на нижнем этаже этого замечательного собрания художественных ценностей – Греческий дворик: тут и обнаженный Аполлон, и Афродита, и точные копии античных скульптур из самых известных музеев мира.
Бедняжка Соня, никогда не видевшая нагих скульптур, поначалу обомлела и смотрела украдкой – так поначалу случается не только с девочками.
Чтобы любоваться прекрасными античными телами, надо обладать определенной культурой, которая начинается вот с таких первых экскурсий. И первых открытий красоты греческих богинь и прекрасных творений ваятелей всех времен.
И учителя, что ведут класс в музей, показывая и объясняя, что такое прекрасное, не боясь хихиканья, делают многое для привития вкуса детям. А вот извращенцы, как правило, – выкормыши «темных углов», где «плод запретен», прекрасное тело постыдно и преступно, а воспитания нет.
И еще наблюдение. В Париже я заметил – хотя и не являясь расистом и африканцев люблю, – что в знаменитом музее д’Орсе (он в центре в здании бывшего железнодорожного вокзала) среди массы посетителей почти не было негров: лишь двое-трое в бродили среди живописных полотен мастеров кисти, среди скульптур. Хотя на шумных улицах Парижа каждый четвертый прохожий был темнокожим.
У Африки другая культура. Как и у мусульман Азии с запретом на изображение человека. Как и у монахинь и людей ряда социальных групп.
Всё это говорит о разнице менталитета, разнице культур, о разном восприятии мира красоты и того, что можно считать дозволенных, а что нет. Но это и вопрос воспитания, общей культуры человека.
Человек, который посещает музеи и любуется красотой тела Венеры, спокойствием лиц античных статуй, гармонией картин художников прошлого и настоящего, никогда не будет дикарем, не поднимет руку на женщину, не позволит себе неуважение, недостойное поведение, подлость.
Идите в музеи, друзья, Берете с собой друзей, подруг, знакомых, своих детей. Музеи не учат дурному. И они не дают смотреть на мир сквозь призму злобы, ханжества, ненависти. Потому что музеи учат нас любви и красоте.
А красота, как известно, спасет мир. И во все века она правит миром.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ
Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:
Канал называется «101 тайна безопасности и выживания».