Знакомство Пикассо с братом и сестрой — Гертрудой и Лео Стайн, которое во многом предопределило всю его дальнейшую жизнь, состоялось благодаря весьма эксцентричному человеку — Кловису Саго, клоуну, который переквалифицировался в галериста и организовал артистическое пространство в помещении бывшей аптеки. На тот момент Стайны, переехавшие в столицу Франции в 1902 году, уже были хорошо известны в богемных кругах Парижа, а их дом являлся, по сути, неформальным центром современного искусства.
Увидев впервые Гертруду, Пикассо попросил ее позировать для портрета. Целых восемьдесят сеансов было позади, но портрет никак «не хотел вырисовываться». В итоге художник закрасил голову Гертруды на холсте и заявил: «Я давно уже смотрю на тебя и ничего не вижу».
Этот, в общем-то, свойственный характеру Пикассо циклический спад творческой энергии и вдохновения был лишь затишьем, передышкой перед настоящей бурей. В его голове уже созрели вопросы, ответом на которые стал новый стиль изобразительного искусства — кубизм.
Чтобы немного отвлечься и развеяться, Пикассо с Фернандой едут в отпуск — в родную Испанию: посещают Барселону и Госоль — городок в Пиренейских горах, добраться до которого можно лишь верхом на муле. Красота природы, уют и безмятежность — здесь они в полной мере наслаждались жизнью, а после возвращения в Париж Пикассо без труда закончил портрет Гертруды Стайн всего за один день. Подруга высоко оценила работу Пабло: «Я была довольна портретом и до сих пор вижу на нем себя, это единственная моя репродукция, на которой я кажусь похожей сама на себя».
Пабло говорил Гертруде, что она — его единственный друг женского пола. Ее брат Лео был художником, вместе они продолжительное время путешествовали по Европе, изучая историю искусств. В Париже парочка вызывала неоднозначное впечатление: кто-то смеялся над их оригинальностью, а кто-то ей восхищался. «Оба они были в костюмах из вельвета цвета каштана и в сандалиях. Их не волновали насмешки и чужое мнение — для этого они были слишком умны и уверены в себе. У них были деньги, а он (Лео) хотел рисовать», — вспоминала Фернанда.
«Портрет Гертруды Стайн» обозначил новые пристрастия Пикассо в живописи. На самом деле это не был портрет той Гертруды, с которой он был знаком. Это был образ ее личности — своеобразная маска — которая жила в ней, но проявилась только с возрастом. Так же, как в случае с Дорианом Греем, только наоборот: Гертруда с годами все более походила на мудрую, сильную, решительную женщину, изображенную на холсте. Пикассо писал: «После Госоля я перестал рисовать с натуры. Уже там я работал без натурщиков и моделей. Я искал что-то новое».
Больше историй о жизни великого художника читайте на страницах нашего специального проекта — Пикассо: жизнь и творчество. Проект был подготовлен осенью 2018 года к старту выставки Пикассо в ГМИИ имени А.С. Пушкина, давним другом и партнером которого является банк ВТБ.
Материалы по теме: