Если другие тебя слышат с трудом, теряется ценность произносимых тобой слов. С другой стороны, если ты говоришь слишком громко, это может раздражать слушателей и отвлекать их от прекрасных подготовленных тобой мыслей. Необходимость следить за тем, чтобы громкость голоса была соответственной, видна когда сидящие на задних рядах часто не могут слышать тех, кто отвечает с передних. Иногда выступающему со сцены не хватает требуемой громкости голоса, и тогда ему не удается воодушевить своих слушателей. Все это показывает, что нам нужно обращать большое внимание на то, чтобы громкость голоса была правильной.
Громкость, достаточная для того, чтобы быть хорошо услышанным. В определении необходимой громкости голоса первое и самое лучшее — продумать вопрос: был ли голос требуемой мощности? Это значит, было ли тебя слышно на последнем ряду, и в то же время не оглушал ли ты сидящих впереди? Этот вопрос может быть вполне достаточным для начинающих, но более опытные должны бы прилагать усилия, чтобы научиться и тому, о чем будет упомянуто в последующих абзацах.
Громкость голоса соответствует условиям
Говорящий должен учитывать условия, в которых он говорит. Это увеличивает его способность различать, делает его более гибким и позволяет намного легче завладевать вниманием слушателей и сохранять его.
Условия зависят от зала и количества слушателей. Чтобы управлять ситуацией, ты должен регулировать громкость своего голоса. При выступлении с речью в большой аудитории нужна большая громкость, чем перед группой из нескольких студентов.
Но даже эти условия не постоянны. Внезапный шум возникает и снаружи, и в самой аудитории, если ты выступаешь не онлайн. Проезжающий автомобиль, поезд неподалеку, громкие звуки, издаваемые животными, детский плач, опоздавшие — все это требует изменения силы голоса. Упускать это из внимания и не компенсировать это громкостью голоса приведет к тому, что может не быть услышанной какая-нибудь важная мысль.
Во многих лекционных залах голос усиливают с помощью аппаратуры. Но в виду того что она зачастую в каждом месте настраивается по-своему, то при пользовании ею можно не соблюсти осторожность и тогда громкость голоса будет то сильная, то слабая. Тебе стоит учесть эти обстоятельства заранее. (Смотри тему 3 о пользовании микрофонами.)
Бывает, что кому-то трудно научиться говорить громко просто из-за особенности своего голоса. Если у тебя есть подобная проблема и голос совсем слабый, то можно попробовать отдельные упражнения или комплекс упражнений, помогающий улучшению и усилению голоса. Диоген, к примеру, декларировал свои выступления на шум громкого прибоя.
Как учащийся может определить, достаточная ли у его голоса громкость? Один из самых лучших барометров — реакция слушателей. Опыт обязует во время вступления внимательно следить за теми, кто сидит в зале на последних рядах, и по их выражению лица и всему поведению можно определить, хорошо ли им слышно, и изменить в соответствии с этим громкость своего голоса. Так можно научиться “чувствовать” атмосферу в зале, и затруднений после этого, обычно, больше не возникает.
Один из самых лучших барометров — реакция слушателей. Опытный докладчик во время вступления внимательно следит за теми, кто сидит в зале на последних рядах, и по их выражению лица и всему поведению он сможет определить, хорошо ли им слышно, и изменить в соответствии с этим громкость своего голоса.
Еще один способ — наблюдать за другими выступающими. Хорошо ли их слышно? Насколько громко они говорят? Постарайся подогнать громкость своего голоса в соответствии с этим.
Громкость голоса соответствует материалу
Этот момент в нашем разговоре о громкости голоса не следует путать с изменением интонации голоса. Сейчас нас интересует, как сделать так, чтобы громкость голоса подходила к определенному обсуждаемому материалу. Например, при зачитывании текстов обвинительного характера громкость, само собой, отличалась бы от тех где речь идет о милосердии. Громкость должна подходить к материалу, но никогда не должна быть преувеличенной.
Решая, какой громкости должен быть голос, тщательно продумай свой материал и поставленную тобой цель. Если ты хочешь изменить образ мышления своих слушателей, не отталкивай их слишком громким голосом. Если же ты хочешь поощрить их быть активнее, громкость, наверное, могла бы быть посильнее. Если материал требует произношения с силой, не ослабляй его, говоря слишком тихо.
В качественном выступлении правильно расставленные паузы практически так же важны, как и подходящая громкость голоса. Без них легко становится непонятным смысл выражений, а то главное, что должны бы запомнить твои слушатели, не запечатлевается. Паузы помогают тебе обретать уверенность и душевное равновесие, позволяют правильнее дышать и дают возможность не терять спокойствия при встречаемых в речи трудных моментах. Паузы показывают слушающим, что ты владеешь ситуацией, не нервничаешь, принимаешь их во внимание и что у тебя есть что-то, что ты хочешь, чтобы они услышали и запомнили.
Те, кто только начинает выступать, не должны терять время, чтобы приобрести умение делать паузы, которые производят желаемый эффект. Фундаментом для этого будет твое убеждение, что то, о чем ты хочешь сказать, важно, и что ты хочешь, чтобы это запомнили. Мать, исправляя своего ребенка, перед тем как сделать замечание, иногда что-то говорит, чтобы привлечь его внимание. Она не произнесет ни слова, пока ребенок не будет полностью внимателен. Только после этого она скажет то, что хотела. Она хочет быть уверенной, что ребенок не пропустит ее слова мимо ушей и что они запомнятся.
Некоторые люди даже в обычном разговоре никогда не делают пауз. Если такая проблема есть и у тебя, то необходимо будет научиться делать паузы, чтобы быть более успешным как интервьюэр, когда наша речь протекает в форме беседы. Чтобы во время пауз твой собеседник не перебивал, а слушал и ждал, требуются умело поставленные паузы. Но умение и сноровка делать паузы во время разговора так же важны и нужны, как и это умение, показываемое в выступлении со сцены.
Одна серьезная трудность, которая возникает в речах в связи с правильной расстановкой пауз, — наличие слишком большого объема материала. Избегай этого. Отводи время на паузы — они необходимы.
Паузы на знаках препинания
Паузы на знаках препинания делаются просто ради ясности мысли, чтобы выделить связанные между собой понятия, чтобы обозначить выражения, части предложения, завершение предложения или абзаца. Часто все это может быть показано изменением интонации, но в устной расстановке знаков препинания в произносимом материале паузы тоже эффективны. И как у запятой и точки с запятой в предложении различное значение, так и паузы должны изменяться в зависимости от того, где они ставятся.
Пауза, поставленная в неправильном месте, может полностью изменить смысл предложения. Примером может послужить известная фраза "казнить нельзя: помиловать". Если пауза или двоеточие пауза или двоеточие меняют толкование этого текста. Поэтому для передачи правильного смысла очень важно делать паузы там, где нужно.
Готовясь к свободной речи, учись устно расставлять знаки препинания, следя при зачитывании за всей проставленной пунктуацией. Единственным проставленным знаком препинания, которому при чтении иногда можно не уделять внимания, является запятая. Нередко можно решить по своему усмотрению, делать паузу на какой-нибудь запятой или не делать. Но точки, точки с запятой, кавычки, деления на абзацы — все это учитывать необходимо.
При чтении с готового текста на экране или зачитывании цитат ты, возможно, найдешь полезным ставить на них пометки. Между выражениями, где необходима пауза (может, просто для того, чтобы приостановиться), проведи небольшую вертикальную черту; две вертикальные или скрещивающиеся черты будут указывать на более долгую паузу.
При чтении с готового текста на экране или зачитывании цитат ты, возможно, найдешь полезным ставить на них пометки.
С другой стороны, если, читая, ты обнаруживаешь, что некоторые предложения у тебя выходят нескладно и ты постоянно делаешь паузы в неправильных местах, ты мог бы, подчеркивая карандашом, объединять одно с другим слова, составляющие фразу. При чтении не делай паузы и не останавливайся, пока ты не дочитаешь последнее из соединенных вместе слов. Так поступает немало опытных докладчиков.
Пауза при переходе к другой мысли
При переходе от одной главной мысли к другой пауза позволяет слушателям подумать. Кроме того, это предохраняет от неправильного понимания. Это дает возможность перестроиться, осознать изменение в изложении и следить за развитием новой мысли. Делать паузу при переходе к другой мысли для выступающего так же важно, как для водителя автомобиля замедлять ход перед тем, как сделать поворот.
В плане, составленном к свободной речи, материал должен быть распределен так, чтобы между главными пунктами была возможна пауза. Это не требует вмешательства в целостность или связность материала, но мысли должны быть так хорошо сформулированы, чтобы ты мог довести определенный пункт до высшей точки, сделать паузу и затем перейти к новой мысли. Чтобы напомнить себе о таких кульминационных моментах и переходах, ты даже можешь, если необходимо, отметить их в плане речи.
Делать паузу при переходе к другой мысли для выступающего так же важно, как для водителя автомобиля замедлять ход перед тем, как сделать поворот.
Паузы при переходе к другой мысли обычно длиннее, чем паузы на знаках препинания; однако паузы в речи нельзя делать слишком долгими, иначе изложение будет затянутым. Кроме того, они наверняка звучали бы неестественно.
Пауза для выделения мысли
Обычно пауза для выделения мысли создает эффект. Она вызывает у слушателей ожидание или дает им возможность подумать.
Пауза, сделанная перед важной мыслью, вызывает ожидание. Пауза, сделанная после нее, позволяет целиком усвоить суть мысли. Эти два типа пауз не одинаковы по значению, поэтому ты должен решить, какая из них в данном случае подходит больше или же нужно использовать оба типа.
Паузы для выделения мысли должны применяться только для самых важных высказываний, иначе теряется их ценность.
Пауза, вызванная обстоятельствами
Из-за помех нередко требуется, чтобы выступающий на короткое время сделал паузу. Если помехи не слишком серьезны, и ты можешь увеличить громкость своего голоса и продолжать говорить, это обычно самое лучшее. Если же помехи настолько сильны, что препятствуют произнесению речи, ты должен сделать паузу. Слушатели будут благодарны за то, что ты остановился. Кроме того, в большинстве случаев они, отвлекаясь на временные помехи, все равно не слушают. Поэтому, чтобы быть уверенным, что твои слушатели извлекут полную пользу из всего хорошего, о чем ты хочешь им сообщить, делай паузы, которые производят желаемый эффект.