Когда я говорила, что мое первое знакомство с кинематографом Кореи началось с "Сыра в мышеловке" я несколько слукавила. Потому что фильм "Плохой парень" это как тяжелый груз, который спрятался где-то глубоко в памяти и не хочет оттуда вылезать... Особенно когда смотрела его в неосознанном подростковом возрасте и показанное на экране шокировало и ужасало. Но с возрастом все меняется...
,,Все хотят родиться в хорошей среде,прожить и умереть достойно. Но в жизни может произойти нечто, что взорвётся в Вашу жизнь без предупреждения. Действия других людей могут перевернуть вашу жизнь и Вы привыкнет к ней помимо воли...
Я предпочитаю называть это судьбой,,
Так сам Ким Ки Дук говорил о своём фильме ,,Плохой парень,,. Но его слова крайне чётко отражают последние годы его жизни.
11 декабря 2020 года не дожив до своего 60-летия в Латвии от осложнений коронавируса умер режиссер Ким Ки Дук — на мой взгляд один из самых прославленных и титулованных южнокорейских режиссеров. Имя которого стало нарицательным.
Теперь великого режиссера, имя которого известно всему миру и которого не хотели видеть в последние годы на Родине, даже похоронить не могут в Корее. Настолько он оказался не нужен.
Никогда не вникаю в различные судебные дела знаменитостей, тем более корейских, с их явной спецификой в сторону непонятной морали, но во всех уголовых и гражданских делах всегда есть поддерживающие и обвиняющие (дело Михаила Ефремова явный тому пример, когда вроде все ясно и понятно, но сколько было защищающих и требующих полного его освобождения).
Так и здесь... Я не знаю, были ли так состоятельны обвинения в рукоприкладстве к актрисе (как говорил сам Ким Ки Дук - это была лишь репетиция на съемках, причем ударил ее прилюдно, показывая как нужно бить актеру), было ли принуждение к половой связи в отношении других актрис (опять же - Корея далеко не единственная страна, где актрисы и певицы получают свои роли и известность через постель), но то, что режиссер, который одним из первых вывел корейское кино в общемировые тренды стал персоной non grata на Родине - это факт.
Ким Ки Дук - режиссер-самоучка, человек без образования, он так и не смог закончить школу, с 16 лет работал на заводе, потом отслужил в армии. Затем перебрался в Париж, где пытался стать художником. Но быстро понял, что его призвание - снимать кино. И снимать фильмы он вернулся домой, в Корею. И снял свою первую первую картину, которую практически сразу заметили.
Как он сам говорил, молодым режиссерам стоит изучать не работы других мастеров, а реальную жизнь. Именно поэтому его фильмы такие сложные и противоречивые, мерзкие и прекрасные.
Ким Ки Дук не восхваляет "чернуху", а показывает, что такие явления, показанные им в фильмах, есть в мире. И с этим надо либо бороться, либо признавать. Но нельзя игнорировать.
Он снимал тяжелое, как модно говорить - "авторское" кино. И навсегда имя Ким Ки Дук будет в истории мирового кинематографа. Потому что это уже классика.
"Плохой парень". 2001 год. Южная Корея. 100 минут. 18+
Когда мы обычно говорим о любви, то считаем, что это "бабочки в животе" и самое светлое чувство. Что ради любви мы готовы идти на жертвы и меняться в лучшую сторону.
В этом же фильме Плохой парень своими действиями разбивает жизнь своей тайной любви, затягивая ее к себе, на дно социума. Потому что они из разных миров, она студентка из среднего класса, он - бандит в розыске. И дотянуться до нее он не сможет никогда. Поэтому куда проще уничтожить ее жизнь и таким образом сделать ее своей.
Это ужасное и одновременно прекрасное кино.
Начинается фильм в светлых тонах, в той самой "обычной" жизни, которую мы обычно не ценим.
Мужчина явно бандитской внешности Хан Ги (Чо Джэ Хён), гуляя по городу, видит юную Сун Хва (Со Вон), которая ждет своего парня. И пока парня нет, подсаживается к ней на скамейку, но она его боится. Потом, когда появляется ее парень, то Хан Ги насильно целует Сун Хва у него на глазах. Происходит драка, появляется полиция и Сун Хва плюнула ему в лицо.
А далее происходит ее "падение", которое четко срежиссировано "плохим парнем". Сун Хва идет в книжный магазин, где находит кошелек с деньгами, а потом "случайно" объявившийся хозяин говорит, что там было более 10 тысяч долларов, которые она должна прямо сейчас ему вернуть. Денег у нее нет, поэтому она подписывает кабальный договор о продаже себя и своего тела.
Нет, мне конечно, очень интересно, почему нельзя взять кредит в банке, просить у родственников (девушка не выглядит бедной, как и ее парень), почему ее не разыскивают. Но это уже отдельная история.
Теперь она проститутка в квартале Красных фонарей, и ее "красная цена 50 долларов".
А Хан Ги наблюдает за ней из-за скрытого стекла в ее комнате. За ней и за всеми ее клиентами. При этом он сам не становится ни ее клиентом, ни пользуется своим правом как ,, смотрящего,, за районом.
Он всегда наказывает тех клиентов, которые как либо ее обижают.
Нет, он даже проявляет некий романтизм - по ее просьбе - свою первую ночь она может провести со своим парнем, если не будет ему ничего рассказывать... Ну если это можно назвать романтизмом, конечно.
Ну а дальше мы видим все проявления "падения" личности в бездну и принятие "стокгольмского синдрома". И если сначала девушка плачет и пытается сбежать, потом пытается быть "лучше и ярче" своих товарок, чтобы побыстрее заработать деньги, а затем начинает получать удовольствие от своей работы. И даже возвращается, когда ее отпускают.
А Хан Ги все также наблюдает за ней со стороны... и только в конце мы понимаем, почему он вёл себя с ней именно так.
Рассказывать, чем закончатся эти крайне странные отношения не буду. Это сложно, трагично и ужасно, Кино тяжелое и смотреть надо только взрослым осознанным личностям, но оно заставляет о многом задуматься.
Нельзя не отметить, что актер Чо Джэ Хён, которого часто можно увидеть в фильмах Ким Ки Дука, за весь фильм произносит всего одну-две фразы в финале. И весь фильм мы будем только чувствовать его мысли и эмоции. Да, он ужасный, он ,,плохой парень,, и его нельзя жалеть. Но смотря фильм понимаешь, что таким его сделала жизнь, из того самого дна социума. И вряд ли он стал бы другим.
Для меня той, тринадцатилетней девочки-подростка, которая случайно посмотрела этот фильм на DVD "десять фильмов в одном" где-то между "Росомахой" и "Сумерками" - это было ужасающее кино, мерзкое и грязное. О том, как можно легко испортить свою жизнь по чужой прихоти. И для меня были только негодяй и жертва.
Для меня взрослой... Это сложное многогранное кино. О жизни и нашей роли в ней, точнее как наши поступки влияют на нее. И что наша спокойная жизнь, которую мы часто не ценим, может закончится внезапно...Всего за один день.
И как трагически могут влиять решения других людей... Тех самых "плохих парней", которых можно будет назвать судьбой.
И нельзя не заметить одну мысль, которую я заметила только при просмотре будучи взрослой. "За все в жизни приходиться платить" и "бойся своих желаний"... Ведь в книжном магазине Сун Хва смотрела альбомы с обнаженными натурами и интимными сценами, и даже вырвала одну из страниц. И кошелек-то она все равно взяла. И даже побежала с ним.
А после того, как ее поймали, (но может быть это можно объяснить отчасти страхом) она не потребовала вызвать полицию и отправиться в тюрьму, а предпочла "продать" себя. То есть она все-таки свой выбор сделала сама. И таких вариантов выбора у нее было много... И каждое решение приводит историю к своему развитию.
И самое страшное, что я увидела в этом фильме, что в свете последующей информации о судьбе режиссера нельзя было не провести параллель - это несоответствие наказания совершенному преступлению.
Как разрушили жизнь главной героини всего лишь за украденный кошелёк по сути. Так и сам Ким Ки Дук оказался ,,на дне,, после всех выдвинутых против него анонимно обвинений.
Заслужил ли Ким Ки Дук, будучи слишком европейским и свободным для Кореи, и слишком корейским для всего мира, такого окончания своей жизни. Когда ты находишься в изгнании... В Казахстане, в России, в Латвии... Где угодно, но не дома. И о твоей смерти становится известно только через несколько дней.
Я не знаю, как в Корее отреагировали на его смерть, ну кроме официального некролога. Поделитесь, кто знает... Но человек, который на мой взгляд одним из первых вывел Корейское кино на уровень фестивального признания, не заслужил такого финала из-за тех самых непонятных и недоказанных обвинений.
Сразу скажу, это "Плохой парень" - единственный фильм Ким Ки Дука, который я смотрела. Не потому что не тянет, нет. Такое кино наоборот затягивает в свои сети, зачаровывает тебя. Просто я не люблю фильмы такого жанра, как авторское кино по двум причинам - первая- я их не всегда понимаю с первого раза (признаюсь) и надо пересматривать, потому что первый раз ты следишь за сюжетом, не всегда вникая в детали. Но тут возникает вторая причина - я всегда очень переживаю, потому что такие фильмы слишком въедаются в сердце и память.
А что смотрели Вы? Что посоветуете или может наоборот скажете, что смотрели и не посоветуете никому? И какие чувства вызвал у вас "Плохой парень"? Будет очень интересно пообщаться.
И в заключении...
Всем добра! И, как врач, скажу - главное - здоровья! Особенно в свете этого треклятого коронавируса...