В рассказах ветеранов Великой Отечественной войны очень часто можно услышать или прочитать про то, какие неприятности прносили наземным войскам самолёты-корректировщики противника, печально знаменитые "рамы" (ФВ-189).
А что же было в этом плане в ВВС Красной Армии?..
Роль самолётов-корректировшиков выполняли разные "адаптированные" для этих задач самолёты, включая Су-2, Ил-2 и даже лендлизовские "харрикейны".
Ил-2, используемые для этих целей, отличались от "линейных" штурмовиков только по сути большой штырьевой антенной. На фото она хорошо видна. Называлась такая модификация штурмовика Ил-2КР.
На таком самолёте-корректировщике летал Анатолий Закиров, которому в 1942 году исполнился всего 21 год.
В статуте ордена Отечественной войны я обратил внимание на то, что пилотов самолётов-корректировщиков можно было представлять к этому ордену за самое маленькое количество совершённых боевых вылетов по сравнению с лётчиками, летавшими на штурмовиках, истребителях, бомбардировщиков и т.п. За 10 боевых вылетов - ко 2-й степени, за 15 - к 1-й... Видимо, практика (статистика) была такая, что вылеты на такие задания считались самыми опасными.
Вот фрагмент наградного листа на Анатолия Закирова, подписанного 21 октября 1943 года.
Младший лейтенант Закиров служит в 59 отдельной корректировочной авиационной эскадрильи. На фронте он с 17 июня 1943 года.
Он к моменту представления имел 19 успешных боевых вылетов, из них 6 - на визуальную разведку переднего края противника, 6 - на фотографирование и 7 - на корректировку артиллерийского огня. 6 раз он корректировал артиллерийский огонь по батареям противника и один раз - по скоплению железнодорожных эшелонов на станции Чудово.
Отмечено, что свою боевую работу он выполнял без прикрытия истребителей.
Орден Отечественной войны 2-й степени указан в представлении и тот же орден указан в приказе "артиллерии Волховского фронта" от 5 ноября 1943 года. ТФо есть награждение лётчиков-корректировщиков происходило не по "авиационной", а по "артиллерийской линии".
Вот фрагмент второго наградного листа на лейтенанта Закирова, командира звена в 151 отдельном корректировочном авиационом полку.
Наградной лист подписан 30 июля 1944 года.
У лейтенанта уже 41 боевой вылет. С его помощью были уничтожены 6 вражеских артиллерийских батарей.
Интересно, что противодействие истребителей противника в тексте представления названы "встречами". Всего таких встреч зафиксировано 5. В частности, 5 марта 1944 года, выполняя фотографирование, он был атакован двумя истребителями ФВ-190. Отбил 5 атак, посадил на своем аэродроме сильно повреждённый самолет.
Лейтенант Закиров представлялся к награждению орденом Красного Знамени. Этим орденом он и был награждён приказом командующего артиллерией 3-го Прибалтийского фронта от 15 августа 1944 года.
Вот фрагмент 3-го представления на лейтенанта Закирова, подписанного 27 февраля 1945 года.
У него уже 81 боевой вылет, из которых больше половины - на корретировку артиллерийского огня. С его помощью подавлено 39 артиллерийских батарей и уничтожено 6 железнодорожных эшелонов.
За эту боевую работу второй орден Красного Знамени украсил гимнастёрку лейтенанта Закирова.
Хорошей новостью является то, что Анатолий Александрович Закиров еще в 1985 году был награжден "юбилейным" орденом Отечественной войны. То есть ветеран благополучно прошел 2 года войны на одном из самых опасных участков.
Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной армии, участникам Великой отечественной войны!
Берегите себя в это трудное время!
Поздравляю всех читателей с юбилеем Великой Победы!
Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала. По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.
Подпишитесь на канал, тогда вы не пропустите ни одной публикации!