Любовь лидера КНДР к часам не знает границ и запретов.
Четыре года назад Швейцария ввела эмбарго на экспорт люксовых часов в Северную Корею. Швейцария, традиционно соблюдающая нейтралитет, согласилась в этом смысле с позицией ООН (запрещающей поставки предметов роскоши в КНДР). Предполагалось, что это испортит настроение Ким Чен Ыну, который ценит люкс.
«Запрет Швейцарии лишил северокорейского лидера возможности посещать часовой бутик, расположенный в в центре Пхеньяна, и брать там себе новейшие модели Rolex или Patek. Но эмбарго все равно не остановило Ким Чен Ына от приобретения роскошных часов», – писали западные СМИ.
Получивший образование в Европе (как раз в Швейцарии), Ким Чен Ын всегда питал слабость к хорошим часам. На его запястье можно было увидеть Omega De Ville, золотые IWC Portugieser и тоже золотые Movado Museum (классику дизайна, впервые созданную в 1947 году художником Натаном Джорджем Хорвиттом под влиянием школы Bauhaus).
Миниатюрные Movado
Но и после введения эмбарго коллекция Кима продолжила пополняться. В апреле 2018 года он встречался с президентом Южной Кореи. На его руке красовались Movado Museum, кварцевые часы из нержавеющей стали с черным PVD-покрытием. В каталоге Movado этой модели не нашлось, и возможно, она уже была снята с производства. Часы с диаметром корпуса 31 мм выглядели на запястье Ким Чен Ына довольно странно, что дало повод западным журналистам шутить в духе «Киму никто не сказал, что это женские часы».
Не исключено, что Movado (возможно, совсем не новые) дороги сентиментальному диктатору как память, и он носит часы, не думая об их гендерной, так сказать, принадлежности.
Кстати, в прошлом году на очередных ядерных испытаниях северокорейский лидер засветил IWC Portofino Automatic. Эта редкая модель стоимостью $12 000 – унисекс, подходит и мужчинам, и женщинам.
Выбор есть
Ким Чен Ыну нет нужды выражать брутальность через часы – у него и так есть власть и возможность играть по собственным правилам. В 2019-м в Пхеньяне открылся торговый центр Taesong, в котором, если судить по рекламным щитам, вовсю продается санкционка – товары западных брендов от Siemens и Philips до Rolex и Tissot.
Ким посетил магазин накануне открытия, остался доволен и заявил, что «этот современный универмаг позволит жителям столицы и дальше приобретать качественные продукты питания, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, предметы первой необходимости».
Парогенераторы Philips и часы Rolex- на прилавках Пхеньяна. Что это значит? «Это значит, что товары, подпадающие под санкции, продолжают в больших объемах ввозиться в страну», – сообщал журналист NK News. Он же цитировал анонимного источника, утверждавшего, что «в Пхеньяне действует бизнесмен, владеющий правами на торговлю рядом швейцарских часовых брендов». Швейцарские часовщики свою причастность к продаже продукции в КНДР отрицали. По их мнению, часы попадают в страну через посредников, контрабандными путями, и кроме того, могут быть подделкой.
Вряд ли сам Ким Чен Ын носит китайские фейки. Хотя кто знает.