Давным-давно, когда мои дети были совсем маленькими, укладывая их спать в саду, я ставила коляску так, чтобы, проснувшись и открыв глаза, они видели цветущий куст жасмина или шиповника, увешенную яркими плодами яблоню или шелестящую ветвями плакучую иву. Или огромное синее небо. Мне хотелось, чтобы эта бесконечная красота с самого раннего детства наполняла их глаза.
И еще я всегда считала, что дети должны расти на траве, а не на асфальте. Среди цветов, кустов и порхающих бабочек, а не в окружении скучных прямоугольных зданий, пыльных дорог и жужжащих автомобилей. Именно это здорово и здорово. И именно поэтому, как только у нас появились дети, мы стали проводить лето на дачах, сначала на чужих, а потом купили дом в деревне. Но конечно же я в этом совсем не оригинальна. Уверена, что многие заводят дачи по тем же причинам – детям нужен свежий воздух, здоровая среда, ягоды и фрукты только что с ветки или со своей грядки.
И сегодня, уже обладая множеством знаний, о том что есть по-настоящему здоровая среда (и о сенной палочке – бактерии, живущей на траве и укрепляющий иммунитет и защищающей от патогенных бактерий; и о фитонцидных растениях; и о важности разнообразных тактильных и визуальных впечатлений для развития физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей), создавая сад, мы стремимся создать прекрасный детский мир: гармоничный, многообразный, полный радости и удивительных ежедневных, ежечасных открытий. Все так, но…
Почему-то современные дети все чаще готовы променять живой мир на виртуальный. Почти как в сказке Андерсена «Свинопас». Помните? Кажется, гениальный сказочник писал ее про нынешние времена: принцесса отвергла живого соловья и настоящую розу, предпочтя им горшочек-гаджет, который показывал, что варится под крышами всех домов города? С той только разницей, что в современных «горшочках» можно наблюдать, что «варится» в домах всего мира.
Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда подростки категорически отказываются ехать на дачу или сидят там, уткнувшись в телефон; да и дети поменьше часто скучают, не зная, чем себя занять. И даже самые красивые дизайнерские площадки с качелями, домиками и художественно оформленными песочницами не привлекают, так как скоро надоедают и не влекут ни малышей, ни уж тем более детей постарше.
Об опасностях – мнимых и реальных.
Конечно, во многом это веяние времени, но и наша вина тоже: мы горожане-дачники тоже продукт искусственной среды, а природная нам часто кажется несколько подозрительной, враждебной и опасной для детей. Знаю по себе, как страшно за ребенка. Вспомните, сколько раз мы им говорили: не бери в руки этого жука (червяка, муху, лягушку… они противные или они кусаются); немедленно выйди из лужи; не рви цветы с клумбы; не валяйся на траве, она мокрая; не залезай на дерево - свалишься; не ешь ягоды с куста; не трогай инструменты, поранишься; не приводи друзей, они тут все потопчут-поломают; не выходи за калитку… А дети не слушаются. Потому что их влекут настоящие приключения.
Закаты и рассветы.
И реальные опасности.
Рогатые-бодатые или клювачие.
Пока мы их потихоньку сами от этого не отваживаем. Сколько раз я была в ужасе от их приключений.
Однажды полуторогодовалая дочка удрала в лес - он был сразу за задней калиткой сада, а старшие дети ее не закрыли. К счастью, это было в нескольких метрах от дома и в двух шагах от тропинки, будь она чуть-чуть постарше, побег мог оказаться более успешным. Но это научило меня всегда быт начеку, не расслабляться даже не небольшой ограниченной территории сада. А сколько раз она (да и не только она) ныряла с восторгом в лужи - ловила головастиков. Были происшествия и посерьезнее: падений, укусов насекомых, синяков, ссадин, ушибов у всех, выросших на нашей даче не сосчитать.
Конечно, безопасней всего усадить их на детской площадке, а еще лучше - на террасе с раскраской или книжкой. Но... Дети должны сталкиваться со всевозможными рисками и опасностями, чтобы научиться их преодолевать и, по-возможности, избегать. И современным городским детям это может дать только чудесная дачная вольница, летняя свобода, когда родители, бабушки и дедушки не слишком озабочены дизайном участка и образцово-показательным порядком на нем. Почему мне, например, нравится природный стиль в саду? Отчасти и потому, что детям в нем комфортно и свободно: можно бегать где угодно; валяться на лужайке, а не на парадном газоне, наблюдая за муравьями или другими насекомыми; устраивать шалаши в густых кустарниках или на высоких деревьях;
возлежать на толстых ветвях ивы или качаться на свисающим с них канате (в течение нескольких лет мы наблюдали из окна кухни нашу дочь картинно возлежащую на иве).
Конечно, любой здравомыслящий родитель позаботится о том, чтобы избежать серьезных неприятностей, особенно для малышей: гараж или автомобильная площадка, глубокий водоем, всевозможные люки, ямы, строительные площадки, электрические щиты, трубы и прочие объекты, которые реально могут быть опасны, надо как-то оградить, сделать недоступными для детей.
Что касается опасных растений, то я, откровенно говоря, не слышала ни об одном случае поедания ребенком корней ядовитых безвременников или пионов. Поэтому убеждена, удалять полностью из сада все ядовитые растения (наперстянки, акониты, прострелы и т.п.) не стоит, но и провоцировать красивыми ягодками (например, ландышей), разумеется, тоже нельзя, достаточно обрывать увядающие цветки до того, как они сформируют ядовитые плоды. Ну и особое внимание фототоксичным растениям (рута, ясенец), оставлять их на участке можно только в том случае, если вы уверены, что ребенок до них не доберется.
А вот царапучие и жгучие растения, на мой взгляд, даже необходимы. Малышам не бесполезно узнать, что некоторые цветочки обладают шипами и колючками. И они быстро усваивают – «туда не ходи, сюда ходи». Но увивать сказочный домик своей принцессы или ее качели кустами роз (как бы очаровательно это не выглядело) все-таки не стоит.
Учимся в саду.
Один из основателей органического земледелия – философ Рудольф Штайнер, разработал и вальдорфскую педагогику. Можно по-разному относится к ее принципам, но один из постулатов, по-моему мнению, очень убедительный и его стоит взять на вооружение. Он гласит – для развития гармоничной личности необходима постоянная связь с природой. Вальдорфские школы, как правило, расположены в саду, дети много времени проводят в нем, в комфортной спокойной среде: ухаживают за растениями и животными, что-то мастерят, часто вместе с родителями, или просто играют. Мне кажется, наши дачи, где дети проводят несколько месяцев с нами – родителями, бабушками-дедушками, сестрами-братьями - как раз лучший вариант такой школы жизни.
Где как не на даче можно обратить внимание на необъятность и разнообразие мира: на такие разные растения, на многообразие насекомых, животных, на явления природы – луну, звезды, закат, дождик, радугу,
ветер, на смену времен суток и года. На природе это все очень ярко и наглядно.
Начинать надо, если не с рождения, то хотя бы с младенчества.
Хорошо, когда первые шаги будут по шелковистой травке, мягкому песочку, мелким камушкам, теплому дощатому настилу. Не страшно, если в собственном саду малыш будет что-то срывать, мять, засовывать в рот и даже копошиться в лужах (разумеется, под неусыпным присмотром).
Эстетствующие мамы могут создать для этого даже дождевой сад. Это одна из разновидностей неглубокого водоема, который устраивают там, где собирается дождевая вода. В нем сажают влаголюбивые растения, и это место любят посещать лягушки.
Для ребятишек постарше можно устроить и настоящий водоем (разумеется неглубокий, можно даже в тазике, бочонке), в котором растут водные растения и плавают рыбки (или головастики). Мы, например, в своем саду часто в старой детской ванне выращивали лягушек из головастиков.
Если интересны птицы - установите поилку для птиц и кормушку. Всевозможные скворечники, синичники, дуплянки тоже не помешают. Наблюдать за птицами очень интересно. Недаром бёрдвотчинг (наблюдение за птицами) – увлечение, которое набирает огромную популярность и среди детей, и среди взрослых. А если ребенок заинтересуется, можно посоветовать ему понаблюдать, какие птицы и когда прилетают, определить их (вот когда пригодятся гаджеты). Увлекательно и фотографировать птиц.
А если устроить рутарий в потаенном уголке сада, то есть надежда, что там поселятся ежики или ящерицы будут греться на солнышке. Тоже интересно.
Еще один полезный для сада и модный сейчас объект ландшафтного дизайна – гостиницы для насекомых. Придумывать их и сооружать можно вместе с ребенком. А затем предаваться совместным наблюдениям. Даже опытный садовод откроет для себя здесь много нового и интересного, а уж для ребенка это просто распахнутая дверь в огромный неизвестный мир. Расскажите, почему надо привлекать в сад божьих коровок и златоглазок, какими бывают жуки и улитки, почему муравьи пасут тлю. Кто такие инвазивные насекомые и чем они опасны. Хорошо, если под рукой есть лупа, энциклопедии, справочники юного натуралиста. Хотя опять же здесь очень пригодятся гаджеты с интернетом и различными программами.
В статьях, посвященной детям в саду, чаще всего советуют завести ребенку грядочку со своими посадками. Но мой опыт подсказывает: растения слишком медлительные существа для нетерпеливых детей, а их в первую очередь увлекает то, что движется, жужжит, чирикает, плещется, ест, пьет, превращается из маленького кита в большую лягушку. К тому же детям не интересно полоть грядочку – ни взрослую, ни детскую, так как смысл этого скучного действия им непонятен. Вот полить (поиграть с водой) это еще куда ни шло.
Хотя конечно чудо появления из крошечного зернышка – практически пылинки – кустика земляники, а из желудя, каштана или косточки – маленького деревца – продемонстрировать нужно.
А вместо грядочки с девочкой лучше соорудить миниатюрный садик для фей (принцесс, гномов, пони – кто там сейчас у них в моде). Со сказочными домиками, скамеечками, заборчиками в игрушечном хозяйстве девочки, думаю, проблем не будет, а в качестве деревьев и цветов для садика подойдут разнообразные очитки, молодила, тимьяны и другие карликовые растения. Только не надо переживать и уж тем более ругать, если во время игры нарушится идеальный порядок и что-то поломается или переместится. Так можно отбить интерес полностью.
А мальчиков может заинтересовать создание затерянного мира – парка Юрского периода, с папоротниками, хвощами, скалами, динозаврами и огромными стрекозами.
Сад и его окрестности дают миллион возможностей для проявления творческих способностей и развития исследовательской жилки у детей. Надо только чуть-чуть подтолкнуть, направить, обратить внимание. Нравится готовить, посадите на огороде разные необычные овощи (разноцветную морковку и свеклу, белые огурцы, фиолетовый горошек, разнообразную капусту, забавные тыквы). Интересуется медициной – покажите при случае как останавливает кровь обычный тысячелистник; объясните, как отличить лекарственный зверобой от обычного (у первого листики на просвет кажутся исколотыми иголками, а желтые цветки, если растереть их пальцами, выделяют красный сок), расскажите, какие растения в саду опасны (рута, ясенец, борщевик), какие помогают при зубной боли, простудах, какие отпугивают вредных насекомых и т.д. Конечно, неплохо запастись соответствующей литературой, чтобы изучать свойства растений вместе с ребенком (не могу не посоветовать замечательные детские книги Николая Верзилина «По следам Робинзона» и «Путешествие с домашними растениями»).
Если ребенок любит фотографировать, то сад предоставляет прекрасные возможности для съемки: закаты, рассветы, цветы, бабочки, жуки, капли росы… Даже об одном цветке (в бутоне, раскрывшийся, увядающий, под дождем, на солнце, на рассвете и закате, плоды и семена) можно сделать целый фото-рассказ. Только подтолкните, наведите на мысль, а дальше идеи начнут фонтанировать, удивляя вас.
Для тех, кто любит рисовать-мастерить, вообще непочатый край работы в саду: можно расписать горшки и бочки, заборчики и кормушки, делать скворечники и домики для насекомых, огородные пугала, создавать забавные скульптуры и композиции и т.д., и т.п.
Пробудить интерес к естественным наукам можно при помощи всевозможных совместных игр. Например, предложите школьникам найти в саду все растения, которые появились здесь благодаря открытию Америки (картофель, помидоры, перец, тыквы, топинамбур, подсолнечник, бархатцы, георгины, эхинацея и др.). Или отыскать лекарственные растения (кто больше?), или растения с именами девочек (липа, гортензия, роза, виола, лилия, жасмин, мелисса и т.д.). Можно устроить соревнование, кто за час найдет и сфотографирует в саду (или в окрестностях) больше разных живых существ (птиц, лягушек, бабочек, жуков, муравьев и т.д.). А дошколятам дать задание найти самый большой и самый маленький листочек в саду, все голубые или все желтые цветочки, все растения с иголочками вместо листиков и т.п. Придумывать темы таких игр можно бесконечно.
Благодаря таким забавам, дети не только получают наглядный курс ботаники и зоологии, растения станут им знакомыми и интересными, а сад - привлекательным любимым местом, полным тайн и чудных открытий. И скажу по секрету, я заинтересовалась и узнала о многих растениях и насекомых именно благодаря детям. И до сих пор узнаю.
Спасибо, что дочитали до конца!
Если статья показалась интересной и полезной, ставьте лайки и пишите комментарии!
Подписывайтесь на мой канал!