Нынче в церкви вспоминают преподобного Иоанна (Ивана по-нашему), прозванного Молчальником. Рос он в богатой да набожной семье, учился грамоте, Священное Писание читать любил и молился много.
В 18 лет случилось в его жизни большое горе – умерли родители, остался Иван сиротой. Раздал он половину своего большого наследства бедным, на помин душ родительских, а вторую – на строительство храмов пожертвовал. И ушел в монастырь жить.
Долго ли, коротко ли, а стал Иван из простого послушника епископом почитаемым. Да только начали правители местные в духовные дела вмешиваться, свою волю диктовать. Попечалился Иван, но спорить не стал, уступил.
Оставил пост свой высокий да уплыл в Иерусалим, снова простым послушником стал. Решил для себя особый обет принять – в молчании остаток жизни прожить, а для пущего подвига духовного – в пустыню ушел, в уединении жил. Да только очень за него душа болела у игумена Саввы, обителью, куда пришёл Иван, управлявшего. Уговорил он вернуться из отшельничества подвижника, поселил рядом с собой.
66 лет ещё прожил Иван, исцелял людей силой своей молитвы безмолвной. И выдержал за ради Бога принятый добровольно обет – так никому и слова не сказал, до самой своей кончины. А умер он в 104 года.
Дивились русские люди подвигу Ивана Молчальника, как звали его ещё Безмолвника. И день его памяти, 16 декабря, старались проводить, подражая святому. Верили, что так можно удачу привлечь и от напастей избавиться. «Иван молчит, добрая молва дело растит», – говорили люди.
Если была в церкви икона Иоанна Молчальника, шли к ней в этот день, кланялись, да «про себя» просили всего, о чём душа страдала. Говорят, даже тяжелобольные исцелялись по молитвам святого.
Не пели в этот день песен, боялись, что нечистая сила голос отнимет. Не вели праздных бесед за трапезой. А уж браниться и подавно боялись. Считалось, если муж с женой на Ивана Молчальника разругаются, весь год так в скандалах и проживут.
Зато если удавалось кому за день ни слова не произнести, радовались – следующий год красноречивым будешь!
Безмолвным выдавалось 16 декабря. И в лесу затишье – одни деревья скрипят от мороза. И на реках с прудами – рыба в омутах засыпает, клевать перестает. И дома говорить нельзя... Тяжко. Особливо девкам да бабам – первым болтуньям.
Поэтому как дела домашние переделывали, старались пораньше спать лечь. В тёмной избе да в тишине боязно сидеть.
Молчать то молчали, а за погодными приметами следить не забывали.
Расчирикался снегирь под окном – потеплеет на улице. Дровишки в печи трещат сильнее обычного – наоборот, похолодает. Звёзды в ночном небе дрожат и прыгают – быть вьюге да стуже.
Интересно, сможет ли кто из нас сейчас денёк в молчании провести? Или хоть от ругани воздержаться. Глядишь, если не на год удачи прибавится, так хоть на денёчек добрей да спокойнее мир станет.