Найти в Дзене
ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Личность, биография, творчество Ф.И. Тютчева сквозь призму кинематографа

Ф.И. Тютчев
Ф.И. Тютчев

Творчеству и биографии Федора Ивановича Тютчева посвящено немало исследований, начиная с первой статьи о нем Н.А. Некрасова («Русские второстепенные поэты») и заканчивая современными монографиями, кандидатскими и докторскими диссертациями. Что же дает кинематограф дополнительно к тому, что мы знаем о поэте по научным работам, воспоминаниям современников, прижизненным портретам и фотографиям? Несмотря на то, что синематограф был изобретен спустя двадцать два года после смерти Тютчева и нет ни одного документального кадра, запечатлевшего живого поэта, искусство кино благодаря своим выразительным средствам дает возможность создать его образ, по-своему интерпретировать его лирику, полно и наглядно осветить жизненный путь, тем самым так или иначе приблизить Тютчева к каждому из нас.

«Тютчев в кино» представлен такими разновидностями фильмов, как литературно-музыкальные композиции, учебные фильмы, документальные ленты, передачи, выполненные в ряду телевизионных циклов, фильмы, сочетающие в себе элементы документалистики и игрового кино. Кратко охарактеризовать эти работы мы и попытаемся в данной статье.

Одним из первых документальных фильмов о Ф.И. Тютчеве является передача из цикла «Поэзия», выпущенная главной редакцией литературно-драматических программ центрального телевидения в 1978 году, к 175-летию поэта. В ней о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева рассказывают директор музея Ф.И. Тютчева в Овстуге В. Гамолин и писатель Ю. Нагибин, стихи поэта читают артисты М. Козаков и М. Терехова. Съемки передачи происходили в Овстуге, на родине Ф.И. Тютчева. Для современных зрителей эта передача имеет историческое значение, так как в ней мы видим тот тютчевский музей, который изначально помещался в сохранившемся до наших дней здании овстугской школы, организованной еще Марией. Бирилевой (дочерью Ф.И. Тютчева).

Ф.И. Тютчев, Овстуг
Ф.И. Тютчев, Овстуг

Как известно, лирика Ф.И. Тютчева сложна для восприятия и понимания, так как в ней соединены чувство и мысль. Не менее сложны стихи поэта и для исполнения их со сцены. Многие мастера художественного чтения включали произведения Ф.И. Тютчева в свой репертуар, но немногим удалось передать всю силу эмоций и глубину их философского содержания.

В 1980 году телекомпания «Экран» выпустила телеспектакль «О ты, последняя любовь…»(режиссер М. Козаков). В течение сорока пяти минут на экране происходит драматичный, напряженный диалог между поэтом и его возлюбленной в исполнении М. Козакова и А. Каменковой.

Е. Денисьева
Е. Денисьева

К двухсотлетнему юбилею Ф.И. Тютчева на канале «Культура» прошел двадцатипятиминутный фильм режиссера Игоря Штернберга «Последняя любовь Тютчева». Содержание картины составили стихотворения Ф.И. Тютчева, вошедшие в денисьевский цикл, а также письма поэта А. Георгиевскому, Я. Полонскому, отрывки из дневников Елены Денисьевой. Мастерски исполненные Василием Лановым лирические стихи «Последняя любовь», «Любовь, любовь, гласит преданье…», «Сияет солнце, воды блещут…», «О, как убийственно мы любим…», «Не раз ты слышала признанье…», «Весь день она лежала в забытьи», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…», «Вот бреду я вдоль большой дороги…» и другие составили подлинную драматургию фильма: четырнадцать лет счастья и страдания, муки и любви, выразившиеся в двух десятках поэтических шедевров.

Мураново
Мураново

Съемки фильма проходили на территории музея-усадьбы «Мураново», что способствовало созданию соответствующего лирическому настроению колорита.

В рамках циклов передач, демонстрируемых на телеканале «Культура», в 2000-е гг. прошли фильмы о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. Программы «Отечество и судьбы», «Библейский сюжет», «Гении и злодеи уходящей эпохи», «Больше, чем любовь» представили свои сюжеты о знаменитом русском поэте.

В 2005 году на канале «Культура» вышел фильм из цикла «Библейский сюжет», посвященный Ф.И. Тютчеву. Название фильма «Бесноватый отрок» и направленность цикла связывают судьбу и личность поэта с Вечной книгой. Автор и ведущий передачи, Дмитрий Менделеев, в ее основу положил осуждающий безверие библейский сюжет об исцелении Иисусом бесноватого отрока. На протяжении всего фильма не раз цитируются строки Евангелия, что создает своеобразную интригу. Эрнестина Дернберг.

Эрнестина Дернберг
Эрнестина Дернберг

В полной мере раскрывается замысел авторов передачи в кульминационной и финальной ее части, где характеризуются нравы русского общества 60-х годов. Безнравственность, нигилизм, сомнение, отрицание всех духовных ценностей и, наконец, отсутствие веры.

Телекомпания «Цивилизация» с 2000 года выпускает в эфир цикл передач «Гении и злодеи уходящей эпохи».Руководитель цикла и ведущий большинства передач – Лев Николаев. В 2007 году им совместно со сценаристом Анастасией Колчинской и режиссером Ириной Хоничевой был создан документальный фильм «Федор Тютчев». В рамках общей стилистики цикла «Гении и злодеи» этот фильм начинается с интригующего эпиграфа – эпизода попытки самоубийства молодой красивой женщины Элеоноры, супруги русского поэта и дипломата Ф.И. Тютчева. Рассказывая об этой трагической минуте жизни своей семьи в письме к князю Гагарину, Тютчев не написал только одного: виновником ее страшного поступка был он сам. Комментарий автора-ведущего завершает завязку сюжета фильма: «В это невозможно поверить. Федор Тютчев, поэт, мыслитель, певец природы и создатель образцов любовной лирики – и вдруг злодей, едва не доведший до самоубийства собственную жену».

Элеонора Петерсон
Элеонора Петерсон

В соответствии с принципами программы авторы обращают внимание на малоизвестные факты. Например, такой: Ф.Тютчев сознательно исказил правду, сказав Елене Денисьевой, что брак с Эрнестиной – третий по счету, тем самым он отрезал всякие надежды молодой женщины на его развод и женитьбу на ней, поскольку церковь четвертый брак не разрешала. В фильме Тютчев назван одним из первых русских геополитиков, предсказавших многие катастрофы: распад австрийской империи, Крымскую войну и др.

«С чем же Федор Тютчев пришёл к концу жизни? Карьера дипломата не принесла ему удовлетворения, признание его поэтического дара не сделало его счастливым, а главное – он не сделал счастливыми тех, кто его любил. Он подарил бессмертие любимым людям, но никому никогда по-настоящему не принадлежал…»

Цикл передач «Больше, чем любовь» на канале «Культура» посвящен историям великой любви, запечатленным в письмах и документах, стихах и картинах.

Амалия Лерхенфельд
Амалия Лерхенфельд

В 2006 году в рамках этого проекта на экран вышел фильм «Ангелы Федора Тютчева» (автор сценария – В. Отрошенко, режиссер и ведущий – А. Столяров), рассказывающий о необыкновенном скрещении судеб поэта и его любимых женщин: Амалии Лерхенфельд, Элеоноры Петерсон, Эрнестины Дернберг и Елены Денисьевой. Ф.И. Тютчев назван самой загадочной душой русской поэзии, в его сердце шла постоянная борьба между небесами и пеклом суеты. Эту идею авторы проводят через всю передачу. Фильм разделен на части-картины: «Ангел первый», «Немецкие Афины», «Элеонора и Теодор», «Мадонна Мефистофеля», «Тени и призраки», «Третий ангел», «Возвращение», «Крушение империи», «Исход ангела».

На канале «Культура» в 2008 году прошла передача из цикла «Отечество и судьбы», посвященная Ф.И. Тютчеву. Автор сценария – М. Красовицкий, режиссер – М. Катушкин. Рассказ о жизни и судьбе Ф.И. Тютчева полностью взял на себя ведущий программы А. Баргман. Он попытался раскрыть полную биографию и особенности творчества поэта всего за 25 минут эфира.

Овстуг
Овстуг

В 2008-2009 году на детском канале «Бибигон» была организована программа «Русская литература. Лекции», предназначенная для школьников старших классов и обращенная к слушателям-подросткам.

В 2009 году в этом цикле была представлена лекция кандидата филологических наук Дмитрия Бака «Тютчев. Лирика».

Овстуг
Овстуг

Двадцатипятиминутная телевизионная лекция имеет двухчастную структуру: во-первых, путь Ф.И. Тютчева к творчеству, во-вторых, анализ своеобразия тютчевской поэзии.

Завершает телелекцию вывод о значении Ф.И. Тютчева в истории русской культуры как поэта, разработавшего мышление на языке русской поэзии.

Значительный вклад в кинематографическую тютчевиану был сделан документальным кино. В первую очередь здесь стоит назвать работу И. Золотусского «Сияющий фонтан. Ф. Тютчев»(2003). Это одна из самых удачных интерпретаций личности и судьбы Ф.И. Тютчева. Автор и ведущий – известный литературный критик, человек со своим, оригинальным взглядом на литературную классику, обладающий несомненным художественным талантом, – Игорь Золотусский.

Фонтан
Фонтан

Съемки фильма проходили в России, Германии и Италии. Так же, как и в других кинолентах о поэте, использованы документы, воспоминания современников Ф.И.Тютчева, однако самое главное, что отличает этот фильм от других – это создание образа лирика и политика, дипломата и частного человека Ф.И. Тютчева. За основу этого образа взят символ фонтана из стихотворения поэта:

Как жадно к небу рвешься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты...

Сияющий фонтан – это метафора жизни самого Тютчева.

Название документальной ленты «Другой Тютчев» (2004) интригует, наталкивает зрителей на мысль о том, что перед ними предстанет не хорошо известный со школьных лет автор стихотворений о весенней грозе, чародейке-зиме и осени первоначальной, а загадочная личность, о которой мало кто знает. Почему Тютчев почти не обращал внимания на свои стихи? Почему все женщины, любившие его, были несчастны, почему боготворили его, даже когда он их мучил? В чем политические прозрения Тютчева? Почему провалилась карьера Тютчева-дипломата? Почему великий поэт, гений, расточал свой дар в светских остротах? Эти вопросы в течение почти часа стремятся осветить автор сценария С. Лабанов и режиссер, обладатель многих кинематографических премий, Е. Цымбал. Ф.И. Тютчев в их фильме – далеко не хрестоматийная личность, а человек, совершающий ошибки, борющийся со своими страстями.

Памятник Ф.И. Тютчеву. Брянск
Памятник Ф.И. Тютчеву. Брянск

В 2004 году исследователем иконографии Ф.И. Тютчева, заведующей лабораторией ТВ и ТСО Брянской государственной инженерно-технологической академии Н.Н. Нифагиной было создано несколько документальных кинолент о Ф.И. Тютчеве.

Первый фильм, «Наш Тютчев», вполне отвечает своему названию. Создатели фильма отправились с кинокамерой по тютчевским местам России, реализуя высказывание великого Гете: «Тот, кто хочет понять поэта, должен идти в страну поэта». Зритель словно находится на экскурсии, в которой его сопровождают грамотные, ненавязчивые гиды.

Вторая часть ленты «Наш Тютчев» приглашает нас пройти по тютчевским маршрутам Петербурга, Петергофа, Царского Села.

Второй фильм брянского сценариста и режиссера Н.Н. Нифагиной назван просто: «Биография Ф.И. Тютчева» и представляет собой, по нашему мнению, одну из лучших кинобиографий поэта. Не стремясь к внешним эффектам, сенсационным фактам, автор фильма объективно, шаг за шагом прослеживает жизненный путь своего знаменитого земляка. Фильм включает в себя три новеллы: Овстуг, Мюнхен, Петербург. В киноповествование удачно вписываются научные комментарии Г.В. Чагина, В.П. Алексеева, а также стихотворения самого поэта.

К 200-летию со дня рождения Ф.И. Тютчева в 2003 году режиссером Н. Бондарчук был снят историко-биографический фильм «Любовь и правда Федора Тютчева». В основу сценария трехчастной ленты легла книга известного тютчеведа В. Кожинова «Пророк в своем Отечестве», а также работы Светланы Долгополовой и Екатерины Полтановой.

Овстуг
Овстуг

Фильм сочетает в себе элементы документалистики и художественности. Первая сфера представлена съемками в музеях Ф.И. Тютчева в Овстуге и Мураново, подлинными экспонатами, фотографиями, портретами и картинами. Вторая, художественная, – игрой актеров Николая Бурляева, Анны Михалковой, Инги Шатовой, Натальи Бондарчук, Ирины Безруковой, Марины Пьяновой, Марии Васильевой, исполняющих роли Ф.И. Тютчева, Элеоноры, Эрнестины, Елены Денисьевой, дочерей поэта Анны, Дарьи, Екатерины. Соединяющим звеном этих двух сфер является ведущий Владимир Юматов, читающий текст от автора.

Тютчев в искусстве – тема обширная и разноаспектная. Тютчев сквозь призму кинематографа – одно из ее направлений. Замысел авторов, композиция, документальные кадры, игровая реконструкция, музыкальное оформление, манера ведущего – все средства кино направлены на создание сложного, противоречивого и в то же время близкого каждому многогранного образа поэта